Развитие ребенка: ползание

Нередко малыш учится сидеть и ползать одновременно. Чаще же всего сначала ребенок начинает сидеть, а потом ползать. Некоторые совершенно здоровые дети ползают очень мало и, после того как они научились сидеть, вскоре встают и ходят. Ребенок, который рано и хорошо научился сидеть, нередко с удовольствием передвигается по комнате, сидя на попке. Такое предприимчивое дитя, вполне возможно, вскоре пойдет с вашей поддержкой, а стадию ползания проигнорирует. Первые попытки ползания у здорового ребенка обычно появляются в 6-7 месяцев, но ползает он первое время только назад — пятится. Ползание назад затем сочетается с ползанием по кругу, а к 8 месяцам малыш уже начинает двигаться вперед к игрушке, подтягиваться на руках. Пытаясь достать игрушку, он тянется к ней то одной, то другой рукой или двумя сразу, напрягая все свое тельце. И ему нередко удается немного продвинуться вперед. Постепенно эти движения закрепляются, и малыш начинает ползать, подтягивая туловище то к правой, то к левой руке, а иногда отталкиваясь и ногами. При таком ползании живот не отрывается от опоры, а ноги остаются вытянутыми и почти не участвуют в передвижении.

Для того чтобы ходить, ребенку необходима более точная координация движений, когда противоположные нога и рука одновременно разгибаются и выносятся вперед. Эти движения формируются в возрасте от 8 до .12 месяцев и окончательно осваиваются в новой форме передвижения — ползания на четвереньках (на ладонях и коленях). К такому ползанию малыш переходит из положения сидя или лежа на животе. Если вы посадите ребенка и положите перед ним яркую игрушку, то он вынесет руки вперед, обопрется на них и попытается ползти. В первое время малыш вытягивает одну руку вперед и опирается на три точки (одна рука и два колена), а затем передвигает вперед противоположную ногу. По мере совершенствования равновесия одновременно передвигает вперед руку и противоположную ногу, опираясь только на две точки. Такое ползание появляется к концу 1-го года жизни. У большинства детей ползание является главным способом самостоятельного передвижения в течение нескольких месяцев.

Малыш может и позже возвращаться к нему под влиянием сильных переживаний,— например, после падения во время ходьбы. Для развития координированных движений рук и ног, необходимых в ползании, требуется формирование контрротации — одновременного поворота плеч в одну сторону, а таза в другую. Без контрротации в дальнейшем невозможна и ходьба. В конце 1-го года жизни ребенок не только активно ползает, но и самостоятельно сидит. А кроме того, учится садиться из разных положений тела. Вам нужно позаботиться о его безопасности, предупреждая возможные падения. Например, лучше не пользоваться легкими колясками и стульями, а для страховки применять особые ремни безопасности. Когда ребенок в кроватке, на полу или в манеже, не ограничивайте свободы его движений. Но при этом никогда не оставляйте его одного. К концу 1-го года жизни ребенок начинает осваивать серию новых движений в вертикальном положении: сгибание и разгибание туловища, попеременное поднимание то одной, то другой стопы. Однако при сильном наклоне вперед он еще не всегда может выпрямиться и часто падает на попку. К 10 месяцам малыш уже может в известной мере управлять мышцами ног и ступней, он способен выдерживать свой вес, стоя на полу и сведя колени вместе. При этом ребенок слегка наклоняется вперед. Затем он быстро научится вставать, придерживаясь за что-либо руками.

Примерно через месяц после того, как младенец начал вставать, он научится ходить, держась за что-нибудь. Большинство детей вначале идут вбок — осваивают «боковой шаг». Так малыш может передвигаться довольно долго, пока не научится идти вперед. В вертикальном положении он еще не может полностью выпрямить бедра, поэтому стоит «живртом вперед», а ноги у него несколько развернуты. Когда малыш учится стоять и ходить, не обувайте его — в обуви ему очень трудно сохранять равновесие. Лучше всего учить его стоять и ходить босиком.