Читаем с пеленок.

По мнению ученых, малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий с 2 — 3 месяцев до 5 — 6 лет! А в школу ребенок идет как раз в возрасте, когда восприятие нового практически сходит на нет. И бедные первоклассники «мучают» ненавистный алфавит, а мамы гоняются за детьми с книжкой и ремнем, заставляя их читать. При этом в последнее время очень много пишут о читающих двухлетних малышах. Сначала я довольно скептически относилась к подобным материалам. И чтобы расставить все точки на «i», решила провести эксперимент на собственном ребенке.

К моему удивлению и радости, эксперимент удался. Данила в 1 год и 9 месяцев знает все буквы и умеет узнавать и даже составлять простые слова (из кубиков, карточек). Что будет дальше, неизвестно, но пока Даня обожает книжки. Может часами слушать чтение вслух, да и сам не прочь полистать какие-нибудь сказки, энциклопедии и, конечно же, автомобильные журналы. И вот как у меня это получилось. «Приставать» к малышу с буквами и книжками я стала чуть ли не с самого его рождения. Хотя считаю, что лучше всего начинать с 3-месячного возраста. Если вы решили повторить мой опыт, то начните с того, что наклейте картинки с буквами на внутреннюю часть спинки детской кроватки, так, чтобы растущий лингвист не смог его оторвать. Малыш будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Когда вашему чаду исполнится 6 месяцев, сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10×12 сантиметров и напишите на них печатные буквы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А — в красный. О-в желтый, У — в смесь синего и зеленого, Ы — в коричневый, Э — в смесь желтого и зеленого, Я — в красный, Ю — в смесь синего и красного, Е и Е — в зеленый, И — в синий, Р — в красный, Б — в белый, В, Г — в синий, Д — в черно-белый (серый), Ж — в желтый, 3 — в зеленый, К — в красный, П, X, Ш, Щ — в черно-белый, С — в синий, Ц — в желтый, Ч — в черный, Й — в синий, Ъ — в белый, Ь — в синий. Цвета эти не произвольны!

По данным экспериментов психолингвистов, именно эти цвета ассоциативно связаны с этими «звукобуквами» русского языка. Но можно рисовать и просто черные буквы. Можно также использовать набор карточек «алфавит в картинках», где каждая буква иллюстрируется картинкой, образом. Помните: связь абстрактной буквы с конкретным предметом обязательна! Показывайте эти карточки и четко произносите буквы малышу каждый день по несколько минут. Согласитесь, это совсем не трудно. Кроме этого, карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О — окно, У — угол и т. д. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: «Это окно — буква О» и т. п. Читайте звук, а не название буквы! С 9 — 10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, приобретите материальный вариант данных букв (из пластмассы, резины, дерева) — сейчас продается множество вариантов, давайте играть ребенку, пробовать «на зуб» и т. д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения. Сейчас в продаже есть печенье «Азбука» в виде букв. Таким образом мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цепи — усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: «Это какая буква? Где буква, А? Это окно, значит, буква…» и т. д. Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные — самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.

И, конечно же, как можно больше читайте вслух. Мы с Данилой в день прочитываем до 20 книжек-малышек. Главное, чтобы книжка была понятной, с картинками и… тоненькой. Большие, дорогие книги очень непрактичны. Во-первых, они тяжелые, во-вторых, их нельзя рвать (а без этого не обойдется), и в третьих, тоненьких книжек можно иметь много, а когда есть выбор — это очень интересно. Ну, а раз интересно — значит, учиться читать не так уж и трудно даже самым маленьким.