Часто нам дают, или мы себе сами даем клички среди друзей, в школе, в университете и т.д. Зачем они нам нужны? Ведь некоторые даже через жизнь проносят свою кличку. И даже гордятся ней, хотя она, далеко не всегда звучит красиво или подчеркивает достоинства.
А часто детей наших обзывают и они приходят к нам за советом. Что им говорить?
Прозвища и клички как форма унижения достоинства в детской среде очень живучи. Многочисленные примеры можно найти в произведениях художественной литературы.
Клички могут отражать: физический недостаток (хромота, слабое зрение); внешний вид (отклонение от общепринятой нормы – полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов). В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе встретились: Серый (Сергей), Славян (Слава), Сухарь (Сухарев), Рыжий, Жиртрест, Оглобля (высокая девочка), Шкаф.
Для того чтобы выяснить, как обращаются дети друг к другу, в одной из школ Калининграда учащимся 1–2-x классов было задано несколько вопросов: как тебя зовут? как зовут тебя родители? как зовут тебя друзья? есть ли у тебя кличка в классе (если есть, то назови ее)? На вопросы отвечали 76 мальчиков и девочек.
Выяснилось, что полным именем (Алексей, Тимофей, Мария) называют себя 48 (63%) детей. Для 28 (37%) более привычными оказались неполные имена (Саша, Настя, Аня, Костя, Катя). Родители, особенно мамы, в обращение к своим детям вкладывают все оттенки любви и нежности, называя их уменьшительно-ласкательными именами (Игореша, Мариша, Юляша, Ариша, Валюта, Максимочка, Антошечка, Димочка, Оленька, Сереженька, Нинуська, Ленуська). Только в 13 случаях (17%) мамы называют своих детей полным или неполным именем (Ваня, Паша, Анна, Женя, Мария). Но в 24 случаях (31%) родители заменяют собственное имя своего ребенка кличкой, выражающей неизменно самое нежное к нему отношение (Зайка, Зайчик, Котенок, Котик, реже – Ромашка, Ягодка, Солнышко, Косулечка, Курочка, Серенький). Встречаются также и другие ласковые имена: Егор – Гуля, Артур – Атя, Игорь – Гога.
В семьях широко распространены добрые клички и обращения к детям, и в этом смысле дети имеют немало положительных примеров уважительного и доброжелательного обращения друг к другу. В школу они приходят уверенными в том, что клички не представляют собой ничего предосудительного, но наполняют их почти всегда иным, недобрым содержанием на основе каких-то известных только им ассоциативных связей. Положительное эмоциональное поле уступает место отрицательному. Для примера можно привести несколько рядов, включающих имя ребенка (которым его называют друзья и родители), и кличку (которая получена в школе):
Вадим – Вадимчик – Baд – Блоха.
Таня – Танюша – Крыса.
Нина – Нинуська – Нинка-пинка.
Игорь – Солнышко – Рыба.
В поисках ответа на вопрос, почему так меняется эмоциональное поле, можно предположить, что дети, взрослея, стараются избегать «нежностей» в отношении себя от своих сверстников. К тому же в классе учатся и дети из семей, где не принято ласковое обращение. Не получая положительного опыта общения дома, они могут привносить в обращение к своим одноклассникам элементы грубости и недоброжелательства.
В основе кличек и прозвищ лежит сравнение, обусловленное мотивацией их употребления. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный. Главный мотив – выразить свою любовь к детям. Дети же чаще находят сравнения по признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер.
Возможно, беспощадная критика, заложенная в большинстве кличек, служит стимулом для размышлений, самоанализа и самооценки, то есть для преодоления ребенком того или иного качества.
В психолого-педагогической литературе причины присваивания кличек рассматриваются как способ самоутверждения и психологической разрядки, защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели), честолюбивые мотивы, стремление выделиться, желание поддержать лидера, когда он преследует кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы прикрыть свою беспомощность, стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу.
Как бороться с обзыванием?
1. Проведите с детьми беседу на тему «Давать клички и прозвища – плохая привычка».
Используйте во время беседы высказывания детей, стихотворения.
ДЕТСКИЕ МНЕНИЯ
– Катя утверждает, что клички, желание обидеть словом возникают там, где класс недружный и все друг другу безразличны. Согласны ли вы с Катей?
– Оля считает, что не все клички обидны: «Мне кажется, – говорит она, – не так уж все страшно. Есть клички обидные: Очкарик, Носатик, Жиртрест, – и ребята от них страдают. Против этого надо бороться – обижать человека нельзя!
Но есть же прозвища добрые, смешные, в них нет зла. Моя фамилия Картавенко, а меня зовут Картоней – разве это обидно? Даже трогательно, когда сохраняют за людьми детские прозвища и разные ласковые имена...»
2. Познакомьте детей со «Словарем русских личных имен».
Анализ ситуации порождает педагогические задачи, которые предстоит решить учителю (детям, родителям): внести коррективы в воспитание обидчиков, убеждая их в том, что унижать достоинство человека непозволительно; помочь обидчику найти способ повысить авторитет и уровень самооценки; наказывать или не наказывать обидчиков.
3. Порешайте с детьми коммуникативные задачи.
* Костя обозвал Ваню Рыжим. Что вы скажете мальчикам, услышав их диалог?
* Дети поссорились из-за того, что один обозвал другого. Через некоторое время дети помирились: обидчик попросил прощения и сказал, что больше так поступать не будет. Что бы вы сказали в таком случае?
Высказывания детей можно дополнить:
– Ты поступил правильно...
– Ты хорошо сделал, что попросил прощения...
– Ты проявил доброту...
– Ты правильно сделал, что помирился...
– Ты молодец, ты очень добрый...