Форум по беременности, родам и о детях

"Я беременна"

...Я пришла к тебе С ПРИВЕТОМ...,Рассказать,что солнце встало!...Ну и пусть сейчас три ночи...,Я с приветом,я ж сказала!))

Стр. 3 из 3   

Интересен ли вам мой дневник?
да
100%
 100%  [ 6 ]
нет
0%
 0%  [ 0 ]
Всего голосов : 6

Автор
Сообщение
Когда-то Горького было очень-очень много. Его пьесы и спектакли по его рассказам ставили во всех театрах, от Большого до школьных драмкружков. Дети учили наизусть «Песнь о Буревестнике» и не найти было того школьника, который не слышал бы о героическом Данко, вырвавшем себе сердце из любви к людям.
Сейчас только он и остался, этот Данко, вечно держащий над головой своё пылающее сердце и подающий пример будущим коммунистам героям. И все даже почти забыли о том, что легенда о Данко – часть трилогии, которая и называется-то не «Любовь к людям» и не «Данко», а почему-то «Старуха Изергиль». Пожалуй, нужно разобраться.
Лучшие произведения Горького написаны до революции, то есть, до всего этого соцреализма и желания угодить новой власти. Это произведения по сути своей – романтические, отсылающие нас скорее к Лермонтову, чем к Некрасову. В начале ХХ века была очень популярна философская теория о сверхчеловеке (за подробностями – к Ницше). Кто такой это сверхчеловек? Он стоит выше своих соплеменников, он находится по ту сторону понятий «добро» и «зло», он не считается с законами социума и может делать всё, что захочет. Разумеется, эта теория сразу породила массу споров: что значит – все, что хочется? А может ли он - убивать? Изменять? Предавать? Может ли нарушать законы морали в силу своей принадлежности к особой породе людей (помните Раскольникова с его «тварью дрожащей» или « право имеющим»?).
Эти вопросы занимали многих писателей и философов, и из них, увы, выросли страшные монстры социальных теорий ХХ века.
Но тогда никто еще не знал, что будет так. И идея сверхчеловека интересовала всех, во многих произведениях литературы конца XIX – начала ХХ веков мы можем найти ее отражение.
«Старуха Изергиль» композиционно состоит из трёх частей, обрамленных историей рассказчика о его времяпрепровождении на виноградниках Молдавии. Старуха Изергиль, с которой он беседует, по-стариковски вздыхает о том, что меньше стало сильных и красивых людей: «И вижу я, что не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу». Жить нужно здесь и сейчас – такова идея.
Первая история – легенда о Ларре. Ларра - воплощение гордости, несомненно, сверхчеловек. Он нарушает законы морали, вернее, не обращает на них внимания, ведь он стоит выше… Ларра считает себя вправе убить девушку, отказавшую ему, не отвечать на вопросы о причинах своего поступка, не почитать старейшин, и на всё отвечать презрительной усмешкой. Ларра наказан изгнанием и вечным одиночеством. Даже смерть отступает, и Ларра обречён навсегда скитаться тенью между людьми.
Мораль ясна: гордость приводит к одиночеству и отвержению от мира.
А что же Данко? Легенда о Данко противопоставлена легенде о Ларре, но по сути они являются двумя сторонами одного и того же. Данко так же, как и Ларра, стоит – и ставит себя – выше других людей. Ведь он решается вести их, будучи молодым и неопытным, он – такой же сверхчеловек, как и Ларра, он тоже считает своим правом и возможностью принимать решения. Разделяют их только мотивы поступков: любовь к себе у Ларры и любовь к людям у Данко. Но разве мотив – это главное? Данко погибает, осветив перед этим путь людям, да, но приносит ли плоды его подвиг? Мы не знаем о дальнейшей судьбе людей, мы только видим, как погиб Данко, не получив благодарности, не заслужив признания. И лишь искры от сгоревшего сердца Данко так же являются людям, как и тень Ларры.
А где же настоящий Человек? Человек, которого Горький искал во всех своих произведениях, тот самый настоящий Человек с большой буквы, который умеет жить, любить, добиваться своих целей, тот самый «сильный и красивый»?
А вы внимательно прочитали историю старухи Изергиль? Вот кто жил настоящей жизнью! Она не боялась жить, любить брать то, что несла жизнь! Молодая, сильная, красивая, решительная, она влюблялась в мужчин и влюбляла их в себя. Получив от них то, что они могли дать, уходила, снова искала, находила, получала. Её жизнь была интересной и разнообразной, у нее была любовь мужчин, богатство, радость жизни, а когда пришло время остепениться – она нашла себе мужа и счастливо дожила до старости.
Кажется, мы нашли ответ на вопрос, почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
«Господин из Сан-Франциско».
Больше всего в этом рассказе лично меня захватывает собственно мастерство писателя: «Господин из Сан-Франциско» - это концентрат романа. Вроде супа в пакетиках или, более красивое сравнение, вроде чая пу-эр, который раскрывается внутри стеклянного чайника (сознания читателя?) и превращается из серенького комочка в прекрасный цветок. Почти за каждой фразой в тексте угадывается история, она могла бы развиваться, стать полноценной сюжетной линией, но нет – автор набрасывает штрих – и будто бы забывает о нем, предлагая читателю самому додумать…или пройти мимо. Вот, например, пара, нанятая руководством парохода, чтобы украшать путешествие богатых господ (Кто они? Какие у них на самом деле отношения? Как относятся они к своей «работе»?). Вот некий восточный принц (Куда он делся потом? Нашёл ли в путешествии любовь или отправился в свою восточную страну одиноким?). Вот история семьи самого главного героя (Какие у него отношения с женой? Как они складывались? Как возникло то отчуждение, которое мы видим?). Можно домыслить и истории о наёмных рабочих господина из Сан-Франциско, представить себе его путь к богатству (из этого мог бы выйти другой «Финансист»), можем развить тему отношений жены и дочери героя, вообразить себе жизнь итальянских гостиниц… За каждым поворотом присутствуют нераскрытые сюжеты, десятки несозданных жизней героев. Если соединить все это, получился бы солидный роман, но Бунин предпочел ограничить себя рамками рассказа.
Итак, некий неназванный господин, делец из Сан-Франциско едет отдохнуть с семьёй в Старый Свет и там умирает. Назад его везут в просмоленном гробу, в трюме парохода. Собственно, это весь сюжет рассказа. Открываем любой анализ и находим там мысль о том, что господин всю жизнь думал только о себе и о материальном богатстве, а перед смертью все равны. В более старых критических статьях найдем еще осуждение писателем социального неравенства (высший класс и обслуга на пароходе).
Но что на самом деле представляет собой пароход «Атлантида»? Одно только название сразу отсылает нас к исчезнувшей цивилизации, когда-то тоже считавшей себя властителями мира. И где теперь эти люди? Исчезли и забыты. «Атлантида» - метафора человечества в бескрайнем океане Вселенной. Мир вокруг нас сложен и велик, иногда спокоен, а иногда враждебен, но главное – непознан. И главная беда человечества в том, что оно, воображая себя великим и непобедимым, забывает о том, что всё преходяще и всё происходит лишь по воле Вселенной. Собственно, главный «грех» господина из Сан-Франциско в том, что он не думает о смерти. Не просто не боится, но не задумывается, и оказывается наказан смертью (смерть героя литературного произведения – всегда какой-то знак). Смерть – не всегда наказание, литературные герои умирают, защищая свою правду, гибнут, чтобы чему-то научить читателя, уходят из жизни, потому что их теории оказались неверными… но господин из Сан-Франциско умирает из-за своего легкомыслия, он – иллюстрация для читателя: нельзя не думать о смерти.
Смерть – это последний опыт человека, без которого он не может вполне понять жизнь. Только осознание конечности бытия даёт полное представление о жизни, позволяя вполне ею насладиться. Без конечной точки всё, что может предложить земное существование – всего лишь ничего не стоящие развлечения и удовлетворение мелких и мелочных потребностей, в том числе и стремления к богатству, успеху, славе – чему угодно.
Разумеется, есть в рассказе и изображение социальной несправедливости, и противопоставление красоты и уродства, и контраст бедности и богатства – всё, что обычно пишут в школьных учебниках и на популярных сайтах.
Но главная мысль – вечная – та, что делает рассказ гениальным – о присутствии высшего начала, о невозможности познания Вселенной и о смерти как уникальном опыте.
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему
Часовой пояс: GMT + 3
Стр. 3 из 3   


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах