Форум по беременности, родам и о детях

"Я беременна"

...Я пришла к тебе С ПРИВЕТОМ...,Рассказать,что солнце встало!...Ну и пусть сейчас три ночи...,Я с приветом,я ж сказала!))

Автор
Сообщение
Все, что написано в этой статье относится только к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом!

Когда же начинать прикорм ребенку на грудном вскармливании?

Сейчас много мнений по этому вопросу. От некоторых врачей еще можно услышать рекомендацию начинать вводить яблочный сок, начиная с трех недель. Многие еще продолжают настаивать на введении пюре овощных, фруктовых и кашек с 3-4 месячного возраста. Встречается также мнение, что ребенка надо начинать прикармливать после появления первых зубов.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют начинать знакомство малыша с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей. Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка? Вот они:


Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов - один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может "за один присест" попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувcтвие малыша не ухудшается, животик не "расстраивается", он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит:

Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.

Очень часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. В сознании современных мам прочно сидит убеждение, что грудное молоко по своему качественному составу не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Совершенно игнорируется тот факт, что молоко - совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания человеческих детенышей, абсолютно полноценный по своей усвояемости и питательности. Исследованиями доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока, а полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Пищевое поведение малыша - не искусственно придумано, а обусловлено особенностями развития его организма, прежде всего желудочно-кишечного тракта. Мамы должны помнить, что их задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды! Если грудное вскармливание организовано правильно, то все что ребенку нужно, он доберет из маминой груди.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически "давятся", потом начинают выплевывать кусочки "через один", половину - глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола - параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.

Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш?

В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?

Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим. Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище. Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Как быть с ребенком старше года, не имеющим пищевого интереса? До года все попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Ребенок плакал, отворачивался, вплоть до рвоты. Сейчас ест очень плохо и не все, а только определенные виды баночного питания. Как приучить ребенка к взрослой пище и повысить аппетит?

Так, обычно, ведут себя дети, не видевшие, что и как едят другие люди. Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным.

Нужно перестать кормить ребенка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми, или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребенок или нет, по крайней мере, необходимо "делать вид" что это так... Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать - давайте. Наложить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте, и не наказывайте, если ребенок что-то разольет или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш - развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей. Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно. Задача мамы - защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии. Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться. Если у мамы есть возможность вводить прикорм под очным руководством консультанта по грудному вскармливанию (оптимальный вариант), тогда возможно будет это делать с 5,5 месячного возраста. Если действовать можно только самостоятельно, вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Есть ли особенности в ведении педагогического прикорма, если малыш или его родители - аллергики?

Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: "один шаг вперед, два шага назад". Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у нее аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3х дней.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться. Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте. Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты. Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся... Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли? Есть дети, которые до поры до времени едят эту "детскую пищу" много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых - до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года - года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно "благополучно" минуют этап детского питания. "Благополучно" поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро...

Галина Коваленко
http://www.yamama.ru/breastfeeding/prikorm.htm
Поблагодарили(3): Freckles, polly-n, Зима
Кроха подрастает, гулит, радостно улыбается родственникам … и все с большим интересом заглядывает в мамину тарелку. Именно в это время большинство мам начинает задумываться о прикорме. Как же сделать это грамотно, чтобы не навредить любознательному малышу?

Как было раньше

Основная проблема состоит сегодня в том, что на протяжении XX века по вводу прикорма давались самые противоречивые рекомендации. Многие бабушки еще прекрасно помнят времена, когда трехнедельному ребенку начинали давать по ложечке сока, а трехмесячному – скобленое яблочко. Так они кормили своих детей и по старой памяти настаивают на таком же кормлении внуков… Не задумываясь о причинах, по которым сроки введения прикорма отодвигались все дальше и дальше.

Между тем объясняется это достаточно просто. Большинство матерей рано выходили на работу и рано начинали кормить искусственными смесями, которые были тогда очень плохого качества. А некоторые и вовсе докармливали детей простым коровьим молоком. На практике это означало примерно к четырем месяцам огромный риск дефицита микронутриентов. Вот для того, чтобы хоть как-то восполнить их недостаток, ребенку заранее начинали давать сок, а затем бульоны (твердую пищу такой кроха есть был, конечно, не в состоянии). Преждевременное кормление ребенка неподходящей едой имело много последствий, от сиюминутных (аллергии, расстройство пищеварения) до долгосрочных (гастриты, панкреатиты и пр.), которые проявляли себя уже у подростков…

Как советуют сегодня


Сам факт того, что ребенок в возрасте до четырех месяцев не должен получать ничего, кроме материнского молока или адаптированной смеси, сомнений давно уже не вызывает: это неизбежно приводит к серьезным осложнениям со здоровьем. Четыре месяца – это минимальный возраст для начала прикорма, даже если есть опасения о том же дефиците микронутриентов.

Основные споры ведутся вокруг оптимального времени начала прикорма – четыре месяца или все же шесть? Рекомендация Всемирной Организации Здравоохранения и последние рекомендации Минздрава России состоят в том, что прикорм вводится в возрасте около шести месяцев. Именно к этому возрасту у ребенка созревает нервно-мышечная координация, достаточная для успешного поглощения полутвердой пищи, начинают прорезываться зубы. И только в этом возрасте ферментативная система малыша начинает более или менее успешно (хотя и не так хорошо, как материнское молоко) перерабатывать крахмал, белки и жиры, содержащиеся в неадаптированной пище.

Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них – в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев может вызвать диспептические заболевания и пищевые аллергии, увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита. Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых 6 месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев.

Наконец, сегодня выработаны критерии, которые позволяют точно решить, готов ли малыш прикармливаться. Важно, что нескольких признаков недостаточно, ребенок должен проявить их все!

Итак, к началу прикорма должно соблюдаться следующее:

Возраст не менее четырех месяцев;
Ребенок удваивает вес от рождения (для недоношенных деток используется коэффициент 2,5);
Угасает рефлекс выталкивания твердой пищи – это означает, в частности, что ребенок может мусолить во рту какую-нибудь баранку;
Ребенок умеет сидеть, при этом может поворачиваться к ложке или отворачиваться от нее, отказываясь от еды;
Появление эмоционального отношения к пище – то есть ребенок начинает очень сильно интересоваться, что же там едят родители?


Педиатрический прикорм

То, как советуют вводить прикорм педиатры, закреплено, например, в рекомендациях ВОЗ для Европейского региона, и в организационно-методическом письме «Руководство по здоровому питанию грудных детей и детей раннего возраста для среднего медицинского персонала» (Минздрав, 2003 г.) К сожалению, сегодня нередко случается, что врач-педиатр мало интересуется вопросами нормального детского питания. Если маме трех-четырехмесячного крохи предлагают вводить сок или овощной отвар, то мама может быть совершенно уверена, что врач очень давно не повышал свой профессиональный уровень. Так что для многих это становится поводом поискать более компетентного специалиста.

С точки зрения педиатрии смысл прикорма заключается в энергетическом обеспечении малыша дополнительно к тому, что он получает с материнским молоком или адаптированной смесью, и в приучении к густой пище. Из этого определения и следуют главные принципы так называемого педиатрического прикорма.

Все продукты прикорма должны быть с более высокой энергетической плотностью, чем грудное молоко – иначе получится, что прикорм будет вытеснять адаптированную для ребенка еду, фактически обедняя его рацион. И, конечно, они должны быть достаточно густыми. Поэтому в качестве первых прикормов не могут выступать соки, бульоны, фрукты и т.д.: в этом возрасте мамино молоко или даже смесь дают ребенку гораздо больше. К тому же главные элементы, в которых нуждается полугодовалый ребенок – железо и цинк, которые традиционно получают не из соков и фруктов.

Исходя из этого, в качестве первого прикорма педиатры рекомендуют кашу или овощи. Ориентироваться при выборе того или другого можно по особенностям пищеварения ребенка: если он больше склонен к запорам, то начинать лучше с овощного пюре, а при частом и жидком стуле больше подойдет кашевой прикорм. Вторым прикормом соответственно становятся каша или овощи, а третьим – мясо и печень.
В самом начале прикорма, в 6-7 месяцев, малыши нуждаются в мягкой пище, и педиатры советуют давать им именно пюре (не столь существенно, домашнего или фабричного приготовления). Для облегчения привыкания к новой пище рекомендуется добавлять в нее немного грудного молока или, если такой возможности нет – адаптированной смеси. Прикорм вводится очень постепенно, кормление грудью продолжается с обычной частотой; на самом первом этапе мама один-два раза в день предлагает ребенку пюре из одного компонента в объеме всего одной-двух чайных ложек.

К 8 месяцам младенцы интересуются пищей, которую можно ухватить пальцами. Теперь кормить пюре уже необязательно, пища вполне может быть просто размятой или рубленой. В это время малышу предлагаются хорошо проваренные размятые мясо и печень, бобовые, зерновые продукты, фрукты. Кормление грудью продолжается, причем прикорм дается только после кормления (не замещая его), но мама начинает предлагать прикорм чаще. В восемь месяцев малышу предлагают пищу два-три раза в день, и если он хорошо справляется, мама постепенно увеличивает количество и объем еды.

В возрасте 11-12 месяцев малыш, который получает мамину грудь, может иметь три основных приема пищи (а между ними «перекусы» йогуртом, яблочком и т.п.), а ребенку, не кормящемуся грудью, полноценная трапеза организуется не менее пяти раз в день.

К году дети уже могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд. Хотя, конечно, их еда все еще должна быть богата питательными веществами - «лучшие кусочки семейной пищи».

Современные рекомендации педиатров относительно ввода новых продуктов:

6-7 месяцев: первый прикорм: каша из риса, гречи, кукурузы и/или овощи.

8-9 месяцев: мясо, печень, бобовые, фрукты, злаковые продукты.

10-12 месяцев: соки, яйца, рыба, адаптированные кисломолочные продукты.

после года: продукты с орехами, коровье молоко, творог, манная каша.

добавлено спустя 8 минут:

Чем вредна манная каша?

Недостаток №1: манка "поедает" кальций

Дело в том, что в манной крупе есть фитин, а фитин содержит фосфор, который связывает соли кальция и не дает им поступать в кровь. Уровень солей кальция в крови у человека должен быть постоянным – примерно 10 мг на 100 мл сыворотки крови. Как только солей становится меньше, паращитовидные железы "изымают" их из костей и отправляют в кровь. Только вот у ребятишек в костях кальция не так уж много, к тому же дети быстро растут, им он очень нужен.
Получается, что манная каша лишает их кальция. Если в организме мало кальция – плохо работают мышцы, сердце, хуже свертывается кровь. Яркий пример недостатка кальция – повышенная возбудимость нервных клеток и появление судорог. Поэтому дети, которых усиленно кормят манной кашей (по 2-3 порции в день), нередко заболевают рахитом и спазмофилией.
У родителей могут возникнуть вопросы. А что, другие каши тоже связывают кальций? Да, но в меньшей степени, чем манка. Именно поэтому врачи теперь рекомендуют прикармливать младенцев сначала овощным пюре, а потом мясом. Не спасет ли в этом случае витамин D? Ведь он способствует отложению кальция в костях. На это я отвечаю так: те дозы витамина D, которые нужны при правильном питании, недостаточны для растущего как на дрожжах ребенка (а именно так он растет на манной каше). Чем больше вес, тем больше надо и кальция, и витамина D.
А почему взрослым манка не вредит? Почему мы едим хлеб несколько раз в день и не теряем кальций? Мы, взрослые, едим не так много каши относительно своего веса, да и потребность в кальции у нас намного меньше, чем у детей. Но если питаться только манкой, недостаток кальция скажется и у взрослого: возникнет остеопороз – повышенная ломкость костей. Что же касается хлеба, то в нем фитин теряет способность связывать кальций под действием кислоты, которая образуется в дрожжевом тесте. Многие ученые считают, что те народы, которые не освоили производство кислого хлеба и питались пресными пшеничными или ячменными лепешками, не смогли создать мощных, развитых цивилизаций. "Рисовые" же цивилизации (в белом рисе фитина мало) – напротив, оказались жизнеспособными.

Недостаток №2: не все переносят глютен

В манной крупе много глютена. Этот белок еще называют клейковиной. Именно клейковина дает упругость тесту и мягкую пышность хлебу. Но многие люди не переносят глютен. он вызывает у них целиакию – тяжелую наследственную болезнь, встречающуюся примерно у одного из 800 европейцев.
Глютен и сходные с ним белки есть в пяти злаках: в пшенице, ржи, овсе, просе (пшене) и ячмене. Под влиянием глютена у больных целиакией слизистая оболочка кишечника истончается и нарушается всасывание всех питательных веществ, особенно жиров.
Болезнь проявляется, когда маленькому ребенку начинают давать манную (реже – овсяную) кашу. Стул становится обильным, кашицеобразным или жидким, светлым, с блестящей (жировой) поверхностью Ребенок перестает прибавлять в весе, у него увеличивается живот, а мышцы, наоборот, уменьшаются. Если болезнь проявляется в более старшем возрасте, ребенок жалуется на боли в животе, дисфункцию кишечника, но болезнь проявляется не столь бурно, как в младенчестве.
Надо сказать, что глютен может вызвать еще одно заболевание – аллергию. Она также проявляется расстройством стула.
Диагноз целиакии поставить нетрудно – надо сделать биопсию слизистой кишечника А дальше – диета: все продукты с глютеном исключаются на всю жизнь. Придется отказаться от хлеба и мучных изделий, от каш (кроме гречневой и рисовой) и всех продуктов, куда входит мука – вареной колбасы и сосисок, соусов, рыбных консервов в томате… Ведь даже 200-500 мг глютена в сутки достаточно, чтобы нарушить кишечное всасывание.
Родители от такого приговора обычно бывают в шоке. А зря. Если ребенок до года-до двух никогда не ел хлеба, булочек и манки, его и не будет на них тянуть.


Последний раз редактировалось: Персона (29.03.2007 7:19), всего редактировалось 1 раз
Интересная информация, на мой взгляд, заслуживающая внимания:

"Эпидемия" ожирения вызвана перекормом грудничков

По данным исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), устаревшие таблицы для расчета прибавки в весе и росте грудных детей приводят к перекармливанию младенцев и могут способствовать развитию у них в дальнейшем ожирения, сообщает BBC News. По мнению экспертов ВОЗ, идеальный вес для 2-3-летних детей завышен на 15-20 процентов. В этом они видят одну из причин "эпидемии" ожирения у взрослых нынешнего поколения.

Исследовав 8440 детей из 6 стран мира, ученые пришли к выводу, что дети, нахоившиеся на естественном вскармливании были выше и худее "искусственников". Исследователи отмечают, что это и есть норма, и именно так должны развиваться дети.

ВОЗ планирует выпустить новые таблицы веса и роста, которые будут составлены из расчета на грудное вскармливание, поскольку грудное молоко содержит все питательные вещества в пропорциях, необходимых для нормального роста и развития ребенка. Согласно новым рекомендациям ВОЗ, количество энергии, получаемой ребенком с пищей за день, сократится на 7 процентов.

Существующие таблицы были составлены более 20 лет назад и во многом основывались на статистических данных по детям, получавшим искусственное вскармливание. Груднички на естественном вскармливании часто плохо прибавляют в весе между 2-м и 3-м месяцем жизни. Исходя из этого, матерям предлагалось докармливать малышей смесями или даже полностью убрать грудное молоко из их рациона (http://www.mednovosti.ru)

http://www.mariamm.ru/doc_464.htm
И я к вам со статейкой о прикорме)))

Цитата:

Пригодовування при грудному годуванні.

Перш за все потрібно уточнити визначення «підгодовування». За міжнародною термінологією, прикорм — це будь-яка їжа, крім грудного молока та молочних сумішей, яку отримує дитина першого року життя. Для наближення вітчизняної термінології до міжнародних стандартів доцільним є розширення терміну «підгодовуванні» на такі продукти, як соки, фруктові пюре, сир, жовток тощо, що традиційно визначаються в Україні, як коригуючі додатки, також доцільним є розділення продуктів (соки, фруктові пюре, яєчний жовток, олія, хліб та інші) і страв прикорму (каша, овочеве пюре тощо).


Терміни введення підгодовуванні визначається строго індивідуально залежно від особливостей розвитку дитини, стану її здоров'я, спроможності сприймати та засвоювати чужеродну їжу, темпів згасання рефлексу виштовхування, в результаті чого дитина може приймати та ковтати підгодовуванні напівгустої консистенції.
За умов нормального розвитку дитини, відсутності у неї захворювань та ознак аліментарної недостатності, нормальної лактації та раціонального харчування матері рекомендується введення коригуючих додатків та підгодовуванні у віці дитини від 6 місяців.

У віці 6 місяців грудне молоко залишається основним продуктом, для дитини, але виникає необхідність у розширенні раціону харчування дитини та введенні до нього додаткових продуктів (прикорму) . Грудне молоко саме у віці 6 місяців уже не може задовольнити потребу дитини в калоріях, мікронутрієнтах, насамперед залізі, для забезпечення її нормального розвитку.
Прикорм – це продукти харчування, які вводяться в доповнення до грудного молока (молочної суміші у разі штучного вигодовування) дитині першого року життя..
Перед введенням прикорму потрібно впевнитись у готовності дитини до цього.

Ознаки готовності дитини до введення прикорму:
тримає голову;
сидить практично без підтримки ( в стільчику для годування);
відкриває рот, коли підносять ложку з їдою;
відвертається від ложки з їдою, коли не голодна;
закриває рот з ложкою в роті, тримає їжу в роті, а потім ковтає, а не виштовхує і не випльовує.


У випадку виявлення ознак вітамінної або мікроелементної недостатності (клінічні прояви моно- або полігіповітамінозу, анеміїї, рахіту тощо), які пов'язані не з порушенням їх засвоєння в шлунково-кишковому тракті дитини або з іншими причинами з боку дитини, а саме з недостатнім аліментарним надходженням, потрібно, в першу чергу, звернути увагу на стан здоров'я та раціон харчування матері, при необхідності надати їй належну допомогу, і лише в крайньому випадку — рекомендувати більш раннє (але не раніше 3 місяців) введення в раціон харчування дитини соків та фруктових пюре.
Якщо у віці 3—4 місяців спостерігається недостатній приріст маси тіла та інші ознаки недостатьої кількості молока, потрібно допомогти матері збільшити його кількість, за потреби — догодовувати немовля адаптованими молочними сумішами, а не починати пригодовувати овочевим пюре, кашею або сиром.

З іншого боку, при гострих захворюваннях, диспептичних розладах, харчовій алергії введення підгодовуванні дещо відстрочується. Не починають його також давати в надто спекотні дні або при запланованих змінах у житті дитини (наприклад, переїзд сім'ї).


Введення прикорму — це дуже відповідальний етап переходу дитини на нову форму харчування. Реакція на його введення не завжди буває однозначно позитивною. Тому, насамперед, треба зробити правильний вибір продукту стосовно його смакових и поживних властивостей, безпеки та чистоти (виключити можливість бактеріального чи іншого забруднення при підготовці) і технічно правильно вводити їх до раціону дитини.

Приблизна схема введення продуктів та страв підгодовування дітям на природному вигодовуванні представлена в таблиці 9.1.

Фруктові, ягідні та овочеві соки починають давати дитині у віці 5—6 місяців. Як правило, починають з яблучного соку, виготовленого з некислих жовто-зелених сортів яблук. Сік вводять дуже обережно, не поспішаючи зі збільшенням його об'єму. Поступово асортимент соків розширюють, дотримуючись принципу «проби на переносимість» кожного нового виду соку та витримуючи час для адаптацій дитини. Дітям, які мають кишкові коліки та інші прояви дисфункціїї системи травлення, бажано спочатку давати сік, на 1/2, або 1/3 розбавлений свіжокип'яченою, остудженою водою.
Фруктове пюре — це перший крок до пригодовування дитини більш густою, ніж молоко, їжею. Зазвичай у віці 5,0 — 5,5 місяців відмічається поступове згасання рефлексу «виштовхування», що дає можливість починати підгодовування продуктами напівгустої консистенції з ложечки. Першим фруктовим пюре є яблучне, потім асортимент розширюють, застосовуючи комбіновані фруктові та фруктово-ягідні пюре з різних видів фруктів та ягід.


Перше підгодовування, яке поступово повністю замінює одне грудне годування, як правило, вводять у віці 5,0-6,0 місяців. В якості першого прикорму рекомендується овочеве пюре (ретельно перетерте, з додаванням 3 г олії на одну повну порцію). Завдяки овочевому пюре раціон малюка поповнюється мінеральними солями, мікроелементами, вітамінами, полісахаридами (крохмаль, пектини), харчовою волокниною.
Вводять його, починаючи з 5 г, і за 1 тиждень доводять до необхідного на одне годування об'єму (150 г), поступово витісняючи одне годування грудьми.


Друге підгодовування, який замінює ще одне грудне годування, вводять до раціону дитини через 1—1,5 місяці після першого прикорму. Другим прикормом є молочно-круп'яна або, за показаннями, безмолочна каша.
З кашею дитина отримує повноцінні вуглеводи, клітковину, рослинний білок, значно збільшується її забезпечення мінеральними речовинами, мікроелементами та вітамінами, особливо групи В.
Перевага надається кашам з рисової або гречаної крупи, пізніше — кукурудзяна каша. Молочно-злакові каші (вівсяна, манна та інші), які містять клейковину (гліадин, глютен) і можуть провокувати виникнення у дитини целіакії, рекомендуються до застосування не раніше, ніж в 7—8 місяців, (давати їх по черзі з молочно-круп'яними кашами). З особливою обережністю продукти, які містять глютен, потрібно вводити дітям з затяжними діареями, алергією до білку коров'ячого молока, проявами мальабсорбції.
Для дітей, які мають алергію на білки коров'ячого молока, готують безмолочні каші, збагачені фруктами.
Спочатку вводять кашу, виготовлену з одного виду крупи, потім корисно готувати дво- або багатозернові каші-асорті, а також застосовувати каші з фруктовими або овочевими добавками (пюре з моркви, гарбуза, яблук тощо).


В домашніх умовах кращим вважається приготування молочно-круп'яної або молочно-зернової каші із застосуванням адаптованих молочних сумішей, а не цільного коров'ячого молока, використання якого в раціоні харчування дітей першого року життя взагалі бажано уникати.
При достатній лактації, коли жінка може зцідити грудне молоко, можна застосовувати його для приготування каші.


Сухі готові каші промислового виробництва (особливо інстанті, тобто ті, які не потребують варіння), мають перевагу над кашами домашнього приготування. Вони збагачені вітамінами, солями заліза, олією і тому мають більшу біологічну цінність.


Кашу рекомендовано давати дитині один раз на добу.


Поступово всі види простого підгодовування ускладнюються за рахунок включення до раціону інших продуктів.


Коли дитина отримує повну порцію першого та другого прикорму, до овочевого пюре можна додати м'ясне пюре, а до каші — протертий жовток круто звареного курячого яйця.


З 6,5 - 7 місяців рекомендується вводити до раціону сир у вигляді молочно-сирної пасти або сирно-фруктового пюре.


З 9,0 - 10,0 місяців можна включати до раціону страви з нежирних сортів риби (1 раз на тиждень), враховуючи індивідуальну переносимість.


На 10 - 11 місяців дитина починає жувати їжу, у неї з'являється кілька зубів, тому в цьому віці можна готувати фрикадельки з телятини, курки чи кроля, а в 11 - 12 місяців — парові котлети з нежирних сортів м'яса.


Згідно з сучасними міжнародними рекомендаціями, вводити в раціон дитини першого року життя м'ясний бульйон не доцільно.


Третім підгодовуванням, який замінює ще одне годування грудьми, в нашій країні традиційно вважаються кисломолочні продукти (кефір, ацидофільне молоко, біфівіт, симбівіт та інші), які рекомендується вводити дитині у віці 8—9 місяців.


Між тим, доцільність третього підгодовуванні та продукти, які застосовуються для нього, є у теперішній час предметом дискусії.
При достатній лактації у матері навряд чи є обгрунтованим заміна третього грудного годування на сьогодні, оскільки в такому разі залишається лише два грудних годування на добу, що веде до швидкого згасання лактації.

Крім того, вважається, що кисломолочні суміші - це продукти лікувальної дії, які мають показання та протипоказання для їх призначення. Вони неадаптовані, містять велику кількість білку, мають високу осмолярність і, за думкою багатьох клініцистів, негативно впливають на «незрілі» нирки дитини першого року життя, можуть провокувати діапедезні кишкові кровотечі, за рахунок високої кислотності змінювати кислотно-лужну рівновагу в організмі дитини.



Каші
Починати треба з каші, яка містить одну крупу, доцільно з підвищеним вмістом заліза (наприклад з рисової або гречаної каші). Потім вводити каші з інших круп (кукурудзяну, вівсяну).
Змішані каші з декількома крупами треба вводити тільки після того, як дитина уже отримувала каші з кожною крупою окремо.
Каші можна розводити грудним молоком.
Для приготування каші можна використовувати молочну суміш або розведене коров’яче молоко.


Щоб отримати 200 мл розведеного молока, необхідно закип’ятити 70 мл води, додати 130 мл кип’яченого коров’ячого або козиного молока, добавити 1 чайну ложку без верху цукру
Не треба давати дитині каші для дорослих.
Каші можна змішувати з овочами або фруктами, але тільки після того, як дитина спробувала кожен з цих продуктів окремо.
Годувати дитину тільки ложкою.

М’ясо та альтернативні продукти
Важливо, щоб у віці 6 місяців дитина отримала прикорм з підвищеним вмістом заліза, яке міститься у м’ясі.
Рекомендоване дитині віком 6-9 місяців м’ясо: телятина, курятина, індюшатина, крільчатина, нежирна свинина.
Починати треба з дрібно перекрученого або розім’ятого м’яса, поступово переходячи до кусочків.
М’ясо повинно бути не сухе, а зберігати природну вологість, щоб дитина могла його легко проковтнути.
Не слід давати дитині копчені м’ясні продукти, ковбасу, сосиски, так як вони містять велику кількість жирів і солі.
Треба давати дитині рибу (з 8-10 місяців) та яєчний жовток (з 7 місяців), які є також джерелом заліза.

Яєчний білок є алергенним продуктом і до виповнення дитині 1 року його давати не слід.

Овочі та фрукти
Овочі доцільно вводити перед фруктами, оскільки деяким дітям може не сподобатись смак овочів, якщо вони звикли до солодкого смаку фруктів. Проте це необов’язково стосується усіх дітей.
Починати треба з одного виду овочів або фруктів і лише після того як дитина отримала кожен з них окремо, можна їх змішувати.
Починати треба з негострих на смак овочів (кабачки, гарбуз, картопля, капуста, патисони) і фруктів (яблука, персики, абрикоси, сливи).
Овочеве/фруктове пюре, як низькобілкову страву прикорму, дають не більше, ніж 2 тижні, потім необхідно збагачувати ці страви шляхом додавання в них високобілкових продуктів (м’який сир, м’ясо).
Можна давати дитині протерті свіжі овочі та фрукти, які перед тим треба добре помити і почистити. З часом можна буде давати дитині овочі та фрукти кусочками.

Соки та інші напої
Дитині достатньо рідини, яку вона отримує з грудним молоком. З 6 місяців деякі діти інколи можуть потребувати воду. Не можна давати дитині дистильовану, газовану та мінеральну воду.
Сік доцільно давати дитині тоді, коли вона уже отримує інші продукти прикорму. Сік можна давати у невеликій кількості (80-100 мл у віці до 1 року), пересвідчившись, що дитина випиває достатньо грудного молока (молочної суміші у разі штучного вигодовування). Соки не треба розводити водою та добавляти цукор.
Починаючи з 6 місяців необхідно допомагати дитині вчитися пити з чашки.
Не рекомендується вживання будь-яких видів чаю (чорного, зеленого, трав’яного) та кави до двох років. Ці напої перешкоджають всмоктуванню заліза. Після дворічного віку слід уникати вживання чаю під час їди.

Молочні продукти
Рекомендовано давати дитині м’який сир (з 6 місяців).
Не слід давати дитині цільне нерозведене коров’яче або козяче молоко до 9-ти місячного віку, а краще до 1 року. Розведене коров’яче молоко можна використовувати для приготування страв прикорму.
Не рекомендується вигодовування дитини виключно козячим молоком, зокрема через ризик виникнення фолієводефіцитної анемії.

Продукти прикорму з підвищеним вмістом заліза:
каші, промислового виробництва, збагачені залізом;
м’ясо;
риба;
яєчний жовток;
добре проварені бобові (квасоля, горох).

Тому питання про введення в раціон третього підгодовування в кожному випадку повинно вирішуватись індивідуально, при можливості — не поспішаючи з його призначенням і при відсутності показань для призначення кисломолочного продукту надавати перевагу адаптованим молочним сумішам, які рекомендовані для дітей другого півріччя життя і збагачені пробіотиками.

В кожному конкретному випадку термін введення, послідовність, вибір продуктів та страв вирішуються індивідуально.



Правила введення підгодовування:
Підгодовування дається перед годуванням грудьми.
Будь-які нові для дитини продукти і страви починають давати з невеликої кількості (соки — з крапель, пюре і каші — з однієї чайної ложки) і поступово, за 5-7 днів збільшують до повної порції.
Нове підгодовування можна починати вводити тільки тоді, коли немовля звикне до попереднього, з'їдаючи повну порцію і добре себе почуває (звичайно, через 2 тижні).
Щоразу після того, як малюк отримав порцію підгодовування, прикладати його до грудей. Це допоможе зберегти лактацію, а дитина почуватиме себе задоволеною, спокійнішою.
Підгодування давати тільки з ложечки, а не через соску, поклавши невелику кількість їжі на середину язичка, тоді дитина легко її проковтне. Годування густою їжею через соску може призвести до травматизації ясен, формуванню неправильного прикусу, сприяє відмові дитини від грудей.
Під час годування дитина повинна перебувати у вертикальному положенні, в зручній позі на руках або на колінах у матері чи в спеціальному дитячому стільчику.
Їжа завжди повинна бути свіжоприготовленою, мати ніжну гомогенну консистенцію (спочатку — вершкоподібну, потім — сметаноподібну), остудженою до температури тіла (36—37 градусів Цельсія).
Не годувати дитину примусово. Мати повинна уважно слідкувати за її поведінкою під час годування. Якщо маля виштовхує їжу з рота, відвертається, потрібно його заспокоїти, погодувати грудьми, а наступного разу знову запропонувати підгодовування.
Під час годування руки дитини повинні бути вільними. Потрібно дати їй ложечку в праву руку, щоб маля звикало до «своєї» ложки.
Частота введення прикорму
Дитина віком до 8 місяців повинна отримувати прикорм 3 рази на день, у віці 9-11 місяців 4 рази на день. У віці 1 рік дитина повинна отримувати різноманітний прикорм з кожної групи продуктів, вміти пити з чашки.

http://salutna23.kiev.ua/breastfeed/38-2008-06-29-18-42-25.html
korana писал(а):

Все, что написано в этой статье относится только к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом!

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически "давятся", потом начинают выплевывать кусочки "через один", половину - глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.


В соседней теме про мифы о баночном питании одним из аргументов в пользу баночек как раз была разная консистенция этого баночного пюре. И где же правда? Разве не логично и не легче переваривать сначала сильно перемеленую, а потом не такую перемеленую пищу? т. е. делать все постепенно?

Моему Ребенку 5 месяцев и я хочу уже точно решить как буду вводить прикорм, вот теперь и мучаюсь.Казалось правильнее всего начинать с каш в баночках - а потом уже смотреть по реакции ребенка. crazy2

Цитата:


Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш?

В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?

Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим. Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище. Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.


У нас семья сладкоежек - я морально готовлюсь прятать пироги,конфеты, и даже домашнюю пиццу и есть это все под одеялом...

Я правильно понимаю, что ребенку надо давать только нормальную еду с общего стола?
Или как потом бороться с истериками, если ребенок,например, будет хотеть только арахис соленый или пироги?

Спасибо!
прикольная статья
Показать сообщения:   
Начать новую тему Ответить на тему
Часовой пояс: GMT + 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах