Как правильно поощрять ребенка?

Большинство родителей считают, что чтобы вырастить хорошего ребенка, нужно его наказывать за его проступки. Это, безусловно, правильно, если наказание выбрано соразмерно его действиям.

Однако немаловажную роль в воспитании детей играют и поощрения. С помощью них ребенок будет понимать, что все его поступки, хорошие они или плохие, влекут за собой определенные последствия. Согласитесь, что намного проще и родителям, и малышу, предотвратить проблему, чем потом ее решать.

Многие родители считают, что все хорошие поступки ребенка не должны заслуживать похвалу, они являются правильным поведением, вполне естественным, и поэтому хвалить за них не нужно. А в случае отклонения от них и совершения каких-либо негативных действий — нужно ругать и наказывать.

Но психологи утверждают, что поощрять ребенка нужно чаще, чем наказывать, так у него будет ощущение гармонии с внешним миром и окружающими и он сможет понимать возможность наступления негативных или положительных последствий своих действий.

В чем же выражается поощрение и когда оно нужно, а когда от него все же следует отказаться?

Прежде всего, ребенок — это личность, и все, что он делает — его попытка постичь мир и узнать что-то новое. Вот за это его и нужно всячески поощрять. Пусть даже результат будет не таким, какой он или вы ожидали. В такой ситуации самым главным является стремление ребенка к чему то, его старание и желание достичь хоть какого-то результата. Все дети разные, и у кого-то определенные действия вызывают определенные сложности, в то время как другие с ними справляются значительно быстрее. Сам факт оценки ребенка принесет ему много радости от проделанной работе и побудит его в дальнейшем к новым открытиям.

Многие родители ругают детей, если те в свою очередь что-то пытаются сделать и при этом что-то ломают, портят. Это приводит к страху ребенка перед последующими подобными действиями и нежеланию что-либо начинать впоследствии.

Поощрения могут выражаться по-разному. В некоторых случаях достаточно устной похвалы, иногда можно и сделать небольшой материальный подарок. И с тем и с другим нужно быть осторожным. Постоянная устная похвала для ребенка может показаться нормой, а частые подарки могут привести к тому, что без какого-либо материального поощрения малыш не будет делать ничего. («Получил в школе пятерку — получи шоколадку» может стать «Дай мне шоколадку, тогда я буду стараться учиться на пятерку, а без нее мне хорошие оценки в школе не нужны»).

Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок больше приятных эмоций испытывал от процесса своей деятельности, чем от результата. Наилучшим вариантом в таких случаях будет то, если родители поручают ему особо важную работу, которую до этого они выполняли самостоятельно, но после определенных событий понимают, что и ребенок уже взрослый, самостоятельный, ответственный и способен все сделать сам, не прибегая к чьей-либо помощи. Ведь дети очень любят чувствовать себя взрослыми.