06 November 2009, 10:22:29

Как научиться правильно говорить

Не каждый может похвастаться умением свободно и грамотно говорить. К совершенству стремятся многие. Но не у всех получается. А вот преподаватели риторики и русского языка убеждены, что стать Цицероном за несколько месяцев, оставшихся до вступительных экзаменов, вполне возможно. Только необходимо разработать четкий план действий и постоянно тренироваться, придерживаясь простых рекомендаций. Попробуем?

Начнем с содержания

1. Во время подготовки к устному экзамену необходимо заранее продумать структуру ответа (независимо от темы): с чего начнете, чем закончите, какими способами будете удерживать внимание слушателей.

Важно знать, что, согласно классическим канонам, речь состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. На первую и последнюю отводится примерно 20 % времени. Около 60 % - на основную. Ответ абитуриента занимает в среднем 15-20 минут (плюс дополнительные вопросы преподавателей). Нетрудно посчитать, что на вступление и заключение у вас будет минуты по 3. А на основную часть – 9.

2. Сразу же, еще во вступлении, нужно привлечь внимание экзаменаторов и по возможности настроить их на благожелательный лад. Один из эффективных приемов - обозначить двумя-тремя фразами, о чем планируете рассказать. (Например: «Сначала я кратко коснусь..., затем перейду к…»).

3. Основная часть всегда посвящена рассмотрению конкретной проблемы. Необходимо попытаться раскрыть ее с разных сторон. Это поможет преподавателю увидеть, что вы хорошо владеете темой.

4. Старайтесь говорить простыми предложениями. В ответе сначала должна прозвучать ключевая фраза. Затем приведите аргументы, добавьте пояснения. Но не надо настраиваться на монолог. Будьте готовы в любой момент перейти к диалогу. Тогда неожиданно заданный преподавателем вопрос не собьет вас с мысли.

5. В заключении используйте обобщающие сказанное речевые конструкции: «итак, можно сделать вывод»; «подводя итог»; «закончить выступление я хотел бы следующим примером…». Если вы упоминаете литературное произведение или исторического деятеля, не помешает соответствующая цитата.

Таковы общие правила речевой композиции.

Ну ты, это… типа меня понимаешь?

Залог успеха – большой словарный запас. Если с этим проблемы, пора срочно его расширять. Тридцатью словами из лексикона Эллочки-Людоедочки на экзаменах вряд ли обойдешься. Даже если их достаточно, чтобы выразить суть вопроса. Есть ли здесь свои секреты? Конечно.

1. Старайтесь избегать речевых штампов, шаблонных выражений («Лев Толстой – гениальный русский писатель», или «Непреходящее общечеловеческое значение романа «Преступление и наказание»). Следует воздерживаться от сленга и малопонятных преподавателю молодежных словечек («фенечка», «примочка»). Не стоит говорить, что «...основная фишка пьесы Островского «Гроза» заключается в самоубийстве героини». Совершенно недопустимы мусорные слова: «вот», «значит», «как бы». Но они действительно прилипчивы. Как же от них избавиться?

2. Опытные преподаватели словесности рекомендуют во время подготовки объединять усилия. В компании друзей, готовящихся поступать в вуз, ввести запрет на употребление слов-паразитов. За нарушение предусмотреть небольшие штрафы. Но не «пиво на всех», а например, переписать от руки страницу из «Войны и мира» или «Мастера и Маргариты». Польза будет двойной: повышение грамотности и увеличение словарного запаса.

3. Если вы не сторонник интеллектуальных игр или ваших друзей бросает в дрожь от одной мысли о переписывании текста, можно пойти другим путем. Выработайте привычку концентрировать внимание на том, что говорите. Будьте для самого себя и рассказчиком, и слушателем. Тогда сможете контролировать содержание речи.

4. Помимо мусорных, избегайте неоправданного употребления иностранных слов («юзер», «трабл», «гламур») и тех, в точном значении которых вы не уверены.

Как исправить «фефекты фикции»

Часто бывает, что и предмет знает абитуриент, и правильные слова говорит вроде бы… Почему вроде бы? Да разве его до конца поймешь. У него же «каша во рту»! Но это можно исправить. Ряд упражнений позволит улучшить дикцию.

1. Вы смотрели фильм «Карнавал» Татьяны Лиозновой? Помните, главная героиня клала в рот орехи и произносила скороговорки. Этот проверенный способ придумал древнегреческий оратор Демосфен. Правда, он использовал мелкие камушки.

2. Попробуйте произносить скороговорки в быстром темпе. Повторяйте по несколько раз: «Король-орел», «Сшит колпак не по-колпаковски», «Сшит пиджак не по-пиджаковски», «Отлит колокол не по-колоколовски», «За горой холм с кулями, выйду на холм, куль поставлю».

Смысл тренировки заключается в отработке специально усложненных сочетаний звуков. Чаще всего парных: г-к, з-с, б-п. Темп нужно менять: то замедлять, то убыстрять.

3. Включите магнитофон на запись. Можно прочитать отрывок из любимой книги или сымпровизировать ответ на экзамене - рассказать один из предполагаемых билетов.

Будьте готовы, услышав свою речь через динамики, испытать легкий шок. Голос покажется незнакомым и неприятным. Магнитофон искажает тембр. Да и воспринимаем мы себя всегда несколько иначе, чем окружающие. Первая запись наверняка вам категорически не понравится. Это не трагедия. Наоборот, извлеките максимум пользы, определите, что именно плохо. Возможно, голос звучит слишком высоко, глотаете окончания слов и т. д.

4. Проанализируйте впечатления. Затем выполните упражнение еще раз, стараясь исправить ошибки. Повторяйте до тех пор, пока результат вас не устроит. Если не уверены в своей оценке, пригласите в качестве арбитров друзей, родителей.

Занимаясь подобным образом в течение двух-трех месяцев, заметите, что проблемных звуков в вашей речи стало значительно меньше. Тренируя дикцию, не забудьте про дыхание, от которого зависит глубина и тембр голоса.

Сначала определите, какой тип дыхания у вас преобладает: грудной или диафрагмальный? Положите правую руку на грудь, а левую – на живот. Сделайте глубокий медленный вдох. Если начинает подниматься левая рука – дыхание диафрагмальное. Задействован весь объем легких. Считайте, вам повезло. Именно такое дыхание разрабатывают драматические актеры, которым необходимо, чтобы голос был слышен без микрофона на галерке. Если поднимается правая рука – дыхание грудное (поверхностное и слабое). Всегда есть опасность, что при волнении его перехватит. Не сможете говорить долго и убедительно. Вот упражнения, которые помогут решить эту проблему.

1. «Сольфеджио». Попробуйте спеть какую-нибудь ноту из гаммы. Даже если вам медведь «наступил на ухо», не беда. В крайнем случае, тяните «а-а-а» или «о-о-о», пока хватает дыхания. Повторяйте упражнение ежедневно в течение нескольких недель. Вскоре заметите: звук удается тянуть все дольше и дольше. Это означает, что диафрагма разработалась. Во время длительного и эмоционального выступления у вас теперь не перехватит дыхание. А значит, не придется делать судорожных вдохов, портящих впечатление.

2. «Ежик». Чтобы почувствовать диафрагму, сделайте серию коротких и частых вдохов и выдохов через нос, сокращая мышцы живота, как бы выталкивая ими из себя воздух. Можете даже немного посопеть. Затем начинайте дышать, как обычно. Это упражнение помогает сделать дыхание более ритмичным, спокойным; частота пульса невольно «подстраивается» под него, а темп речи замедляется.

3. «Дышите глубже». Выработайте привычку перед началом любого важного разговора (не только перед экзаменом) делать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Так вы настроите нужным образом голосовой аппарат и уменьшите нервное напряжение.

Психология «настройки речи»

Увы, не только плохая дикция, слабое дыхание и бедная лексика могут помешать успешно выступить на экзамене. Основные причины наших неудач – неуверенность в себе и неумение справляться с волнением в сложных условиях. Страх «показаться отсталым» сказывается на сообразительности и речи. Если от природы вы наделены красивым звучным голосом и хорошей дикцией, в стрессовой ситуации (а вступительные экзамены – стресс, да еще какой!) вполне можете лишиться этих преимуществ. Голос от волнения вдруг становится глухим или дрожит, дыхание прерывается и т. п.

Существует несколько универсальных рекомендаций, которые помогут справиться со страхом и произвести благоприятное впечатление на слушателей. 1.

Не забывайте о физических нагрузках. Зарядка накануне экзамена даст двойной эффект: позволит укрепить мышцы и избавиться от волнения. Постарайтесь размять не только тело, но и лицо: весело погримасничайте, несколько раз высуньте и втяните язык. Не бойтесь выглядеть нелепо.

2. Не втягивайте голову в плечи. Не делайте мелких, суетливых движений. Можно, например, представить на своих плечах тяжелую генеральскую шинель, с погонами и звездами.

3. Не прячьте глаза! Основной признак уверенного в себе человека – прямой взгляд. Это не означает, что вы должны постоянно и в упор смотреть на преподавателей. Но прямой визуальный контакт продолжительностью 5-10 секунд необходим. Ваша речь обращена не в пространство. Она адресована конкретным людям, принимающим экзамен.

И последнее. Чем раньше начнете заниматься постановкой своей речи, тем лучше. Если упорно стремиться к успеху, за полгода вполне реально добиться заметных результатов. Ваша дикция станет четкой, голос – глубоким, а речь – правильной и богатой.

II.Хотите научиться говорить так, чтобы вам внимали с открытым ртом и восхищенным взглядом? А может, вы хотите с успехом выступить в аудитории или даже блестяще пройти конкурс на диктора? Может быть, вы хотели иметь такую специальность, в которой очень важна постановка голоса и красивое звучание, но в силу неразвитости и бедной окраски тембра своего голоса даже и не пытаетесь осваивать желанные просторы?

Не огорчайтесь! С помощью упражнений, предложенных в статье, вы можете поработать над своим речевым аппаратом и добиться объемного и полного звучания собственного голоса, красивого по тембру, с большим диапазоном. И что очень важно – улучшив дикцию речи, вы почувствуете уверенность в себе и повысите свою самооценку. Ваши шансы найти высокооплачиваемую работу, предполагающую широкие контакты с людьми различных социальных групп и лидеров верхушки, заключение всевозможных сделок и договоров, продвижение какого-либо продукта существенно возрастут, поскольку приятный и легко модулирующий голос, принимающий в нужной ситуации определенные оттенки, быстрее расположит к вам слушающего человека.

Вводные упражнения

Прежде чем начинать выполнение упражнений, позаботьтесь о соответствующей обстановке. Выберите достаточно просторное место или комнату, чтобы ничего не отвлекало вас и не мешало, даже было бы неплохо убрать лишние вещи, чтобы обеспечить достаточную акустику.
Мир Советов рекомендует отвести на выполнение каждого из упражнений по развитию дикции 5-10 минут и переходить к следующему только после того, как достаточно хорошо освоили текущее.
В первую очередь надо поработать над дыханием. Во время выполнения этого упражнения вы должны постоянно дышать через нос, следите за этим.

1. Работа над вдохом-выдохом

Выдох: расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и сделайте медленный выдох через маленькое отверстие в губах так, чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами. При этом мысленно проговаривайте любое четверостишие, какое придет в голову.
Проделайте такое упражнение в сочетании с ходьбой, бегом, имитацией кошения травы, колки дров, подметания веником и т.д.
Правильный выдох будет ровным, эластичным, он не должен сбиваться при различном положении тела и вы ощутите напряжение нижереберных мышц, тренируя которых, добьетесь нужного выдоха.
Вдох: наклонитесь медленно вперед так, чтобы спина была прямой и сделайте вдох; выпрямляясь назад, сделайте выдох и тяните звуки «ги-м-м-м…» с одновременной ходьбой.
Теперь вернитесь к начальному положению, снова неторопливо наклонитесь на вдохе, раскиньте руки в стороны и сведите их за головой. В таком положении выпрямляйтесь на выдохе и тяните: «гн-н-н…» с одновременной ходьбой.
Вслед за этим необходимо выполнить еще одно упражнение для улучшения носового дыхания.
При закрытом рте делаем короткий вдох носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопываем по ним своими пальцами.
Повторяя предыдущее упражнение, на выдохе тянем звуки «М» и «Н» и постукиваем кончиками пальцев по ноздрям в порядке очередности каждую.
При открытом рте делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот, так повторяем несколько раз, не закрывая рта.
Теперь сделайте массаж: нажимая, поглаживайте межреберные мышцы, затем мышцы живота синхронными круговыми движениями рук, что поможет улучшить кровообращение в мышцах и подготовит их к дальнейшим упражнениям.

2. Тренировка мышц неба
Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».
Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.
Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.

3. Тренировка губ и языка

Для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
Придайте расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнесите «И», «Э», повторите несколько раз.
Придайте языку форму изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».
Тяните звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.

4. Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов

Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными.
Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, т.е. определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.
То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.
Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.
Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (и так выполняйте во всех положениях тела).
После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений.

Упражнения для улучшения дикции

После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

1. Слабая нижняя челюсть
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.
То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

2. Мягкое небо
Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.
Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.
Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

3. Вялый язык и губы
Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.
проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы;произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.

4. Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта

При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СсСсСсСсС….», «ШшШшШш…», «ЖжЖжЖжЖжЖ…», «РрРрРр», «РЬРЬРЬ…».
При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое переходит в непрерывный звук «ФфФфФфФфФф…».
Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М», затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

5. Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов

Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УуУуУуУу») – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.
Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

6. Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе

В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.

Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание, Мир Советов рекомендует снизить темпы и постепенно их увеличивать, доводя до максимума.

7. Развитие диапазона и усиление голоса

Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.
После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.
По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

Комментарии 3

  • Вера
    13:44 06 November 2009
    мама Волка ت, что серьезно ?
  • @лен@ и Волька ибн Алёша
    13:35 06 November 2009
    А еще блин Гарри Потера преподают))))
  • Вера
    13:27 06 November 2009
    Не дочитала до конца... К сожалению, у нас на Украине сейчас младшее поколение не знает ни русского, ни украинского. Т.к. русский в школде преподавать перестали, а за украинский язык выдают что не лень - "западенский",