25 September 2008, 23:02:15

пробуем голосок. лекция логопеда

Позвольте маленькому человечку с первых минут жизни проявлять больше активности. Да здравствует радость движений и свобода голоса!

Новорожденный, едва завершив долгий родовой марафон, сразу же стремится к самореализации. Как это проявляется? Кроха начинает активно искать мамину грудь, чтобы напитаться первыми каплями молозива. Дитя громогласно объявляет о своем появлении и требует внимания. Голос он подает даже не столько с целью быть услышанным, сколько — понятым. Как будто подтверждая истину: «Счастье — это, когда тебя понимают».

Атмосфера любви
Когда понимания нет, кроха начинает сомневаться в своей значимости для окружающих. Возникающие при этом комплексы могут перерасти в неврозы, один из которых — заикание. Именно по этой причине плач младенца нельзя оставлять без внимания. Правда, не стоит впадать и в другую крайность: сломя голову бросаться на любой звук, доносящийся из колыбельки. И уж тем более родителям не стоит искать виноватого в крике и неудовольствии малютки, предъявляя друг другу обвинения: «Ты не сменила вовремя подгузник!», «Это ты слишком громко включил телевизор!». Малыш прекрасно понимает тон подобной перепалки, ощущает раздражение взрослых и... заходится в оглушительном плаче. Вот уж тогда угомонить его, да и успокоиться самим будет очень сложно!
Любящим родителям не составит труда придерживаться нескольких нехитрых правил.
Подходите к детской кроватке спокойно, без суеты и «нервов».
Разговаривайте ласково, доброжелательно не только с малышом, но и друг с другом.
Следуя этим советам, вы создаете благоприятную атмосферу для общего и речевого развития крохи. Вы помогаете крохе понять, что в этом мире он любим и желанен.
У мамы с папой есть возможность подтвердить это и словами:

В светлом теремочке
вырос (-ла) сыночек (дочка).
Все его (ее) любят,
все его (ее) голубят.

Чудесные слова потешек и пестушек помогают крохе выделить себя из окружающего мира, дают почувствовать свою значимость и неповторимость:

Кто у нас хороший (-ая)?
Кто у нас пригожий (-ая)?
(Сашенька) хороший (-ая),
(Валечка) пригожий (-ая).

Наша деточка в дому,
Что оладышек в меду:
Сладка да румяна,
Не найдешь изъяна!

Стоит нам погрузиться в материал малых фольклорных форм, как ласковый тон и напевность рождаются сами собой. Все это помогает родителям создать вокруг малютки ауру защищенности. Потешки и приговорки успокаивают, умиротворяют. Их можно найти буквально для каждого момента жизни крохи: на сон грядущий, при пробуждении, во время умывания, в часы кормления, пеленания, знакомства с окружающим миром. Внимая их неспешному звучанию, кроха учится вслушиваться в речь, у него появляется слуховое сосредоточение. Премудрости звукопроизношения также постигаются с их помощью.

Маленький труженик
Согласитесь, вести диалог за двоих (кроха ведь пока не может ответить) непросто. Но, поверьте, ребенку это необходимо с первых месяцев жизни. Причем важно не только говорить, но и привлекать внимание малыша к артикуляционным органам: губам, языку, щекам. В игру вступают и жесты, когда мы что-то показываем, и прикосновения. Вы приготовились кормить своего грудничка? Поговорите с ним на эту тему: «Где ротик? Вот ротик! Сейчас губки будут работать. Как они сосут молочко?» Вытяните свои губы и покажите, какая работа предстоит малютке. «А как язычок будет работать?» — снова спрашиваете вы. И тут же демонстрируете очередное упражнение: чмокаете языком, присасывая его к нёбу. После такой прелюдии кроха станет сосать с удвоенной энергией! Когда дитя насытится, скажите: «Вот как хорошо покушали! Щечки стали румяными. Какие они пухленькие!» — и слегка прикоснитесь к детским щечкам. А потом раздуваете свои щеки:

Мой сыночек маленький,
Чуть побольше валенка.
В башмачки обуется —
Как пузырь надуется!

Наверное, ни одна мама не оставит без внимания появление первых зубов. Вот и поговорите с крохой на эту тему: «Кто у нас такой зубастенький? Маленький мышонок? Нет, это Катюша (или Егорушка)! Где у нас зубки?» Возможно, кроха догадается, о чем идет речь, и с удовольствием продемонстрирует свои зубки. А вы — продолжайте артикуляционную работу. Улыбнитесь вместе с малюткой, широко раскройте свой рот, постучите зубами. Малыши обожают наблюдать за мимикой и артикуляцией взрослых. Не исключено, что малютка попробует проверить ручками, как это у мамы двигаются губы. С таким же интересом дети изучают и собственный ротик, ощупывают его «начинку», проверяют возможности. Потому и тянут все в рот...
Такие веселые игры-тренировки позволяют юному исследователю получить массу позитивных эмоций. А если ребенок здоров и жизнерадостен, он и заговорит рано. Малыш смело экспериментирует со звуками. В первые полгода это проявляется в гулении и лепете. Собеседник здесь просто необходим. Почаще склоняйтесь над малюткой и включайтесь в беседу: «Кто у нас такой говорун?» Кроха тотчас откликнется на похвалу улыбкой и новой руладой. «Ой, как здорово! — восторгается мама. — Детка любит разговаривать! Какой звонкий голосок! Поговори еще с мамой (папу, бабушку и дедушку тоже принимаем в игру)». Кроха вновь что-то отвечает, затем затихает и ждет реакции взрослого. Когда вы говорите, он внимательно следит за движениями ваших губ, языка, за выражением лица. И тут же что-то пытается повторить: шевелит губками, язычком, раздувает щечки.
С каждым днем ребенок все настойчивее требует внимания. Его надо чем-то постоянно развлекать и занимать. Но родительские труды не пропадают даром: малыш заговорит вовремя, а вам не придется бегать по специалистам, спрашивая: «Почему малыш молчит?» В большинстве случаев «немота» у ребенка 2—3 лет обусловлена тем, что в первые месяцы жизни ему не хватало общения. Некоторые взрослые полагают, что с малюткой не стоит попусту тратить слова. Поверьте, это непростительная ошибка! Кроха слышит и понимает маму еще тогда, когда находится у нее в животике. Так что говорите с ребенком! Он очень благодарный собеседник.

И это все о ней...
В общении не должно быть помех. Что же стоит предпринять, чтобы ваш с крохой диалог получился? Прежде всего освободите ротик малыша от соски-пустышки. Пока ребенок бодрствует, старайтесь обходиться без этого предмета — пустого, в прямом и переносном смысле слова.
Ради справедливости заметим, что в некоторых ситуациях соска выручает. Например, если малютке пора спать, а он все никак не может угомониться. Что ж, попробуйте в качестве успокоительного соску-пустышку, но не простую, а физиологичную. Ее форма и свойства сродни материнскому соску. Она продается только в аптеках и стоит дороже пластмассовых аналогов. Но эти затраты оказываются существенно ниже тех, которые родители тратят на занятия с логопедом, лечение у врача-ортодонта.

Чем опасна соска с большим нагубником и массивной резиновой частью?
Деформирует твердое нёбо, неокрепшую зубочелюстную систему.
Провоцирует межзубное положение языка сначала во время кормления, а затем при произнесении звуков.

Порой по незнанию молодые родители принуждают малютку пользоваться соской. А ребенок выплевывает чужеродный предмет, поскольку тот мешает его голосовой и речевой самореализации! Но взрослые с настойчивостью вкладывают соску в ротик крохи. Устав бороться, малыш свыкается с «кляпом» и послушно молчит, не особо утомляя взрослых. Те довольны, ведь их настойчивость вознаграждена! Что ж, остальные «награды» в виде дефектного прикуса и ужасного звукопроизношения ребенка ожидают близких в недалеком будущем.

Юный лицедей
Мудрые родители пренебрегают соской, не считая ее палочкой-выручалочкой. Им совсем не жалко тратить свое драгоценное время на общение с крохой. Освоив простейшие игры, они вместе с малюткой подбираются к новым речевым вершинам. Ближе к году осваивают занятные звукоподражания, сочетая их с элементами артикуляционной гимнастики и пальчиковыми играми. Как же это делается?

Веселое подворье
Наша уточка с утра:
«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
(Ваша рука превращается в «уточку». Ребенок старается во всем подражать.)
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га! Га-га-га!»
(Теперь рука изображает «гуся». Его клюв раскрывается в такт гоготанью.)
А индюк среди двора:
«Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!»
(Поболтайте языком, подражая индюку: широкий язык резко выбрасывается изо рта и в буквальном смысле бьет по верхней губе.)
Наши гули ворковали:
«Гуль-гуль-гуль! Гуль-гуль-гуль!»
Они зернышки клевали: «Клюв-
клюв-клюв! Клюв-клюв-клюв!»
(Стучите соединенными в «клювик» указательным и большим пальцами по раскрытой ладошке малыша.)
Наши курочки во дворе
просо клюют,
Цыпляток зовут:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»
(Указательный и большой пальцы -"клюв«. Остальные поджаты в виде куриного гребешка. «Клювик» приоткрывается, «курочка» квохчет.)
А петя-петушок
им песни поет: «Ку-ка-ре-ку!»
(Теперь пальцы в «гребешке» выпрямляются в петушиный гребень.)

Попробуйте изобразить и воспроизвести голоса других животных. Это могут быть коза, собачка, кошка, баран, ослик, лошадка. А потом переходите и на неодушевленные предметы — самовар: «Пых-пых-пых!», паровоз: «Чу-чу-чу...», пароход: «У-у-у!..».
Играя и общаясь с крохой, вы и не заметите, как тот заговорит. Да так бойко, что вы с гордостью подумаете: «Весь в нас! Талантливый ребенок!»

Комментарии 0