Я не буду говорить заумными словами (мне так будет проще)
До года у ребенка есть большая необходимость в общении... все его существование основывается на общении со взрослым... Взрослый человек для него ВСЕ! Чуть позже он начинает понимать, что кроме мамы с папой существуют различные предметы (одушевленные и неодушевленные (кошки, напр.)... Сначала он интересуется только тем, что находится в руках у взрослого, он может это потрогать, подержать, но не более (нет, стучать и грызть это он конечно может, но еще не понимает этого)... Когда в его поле зрения попадают другие вещи, он начинает, как бы отодвигать общение со взрослыми на второй план (ошибка многих родителей в том, что им так удобнее - ребенок играет сам с собой и не мешает им)... Ребенок начинает познавать мир через контакт! До этого у него был только тактильный (прикосновения) контакт и эмоциональный (конечно же, каждая мамочка зацеловывает своего крошечку!)... Теперь он должен попробывать на вкус (это обязательно!!!), посмотреть что там внутри, посмотреть, как оно летает... Кризис заключается в том, что рано или поздно (а это именно год и чуть постарше) ребенок слышит слово "нельзя"... он не понимает, почему маме можно, папе можно, а ему нельзя! Он не понимает, что пихать штепсель в розетку - нельзя! он не понимает, почему брать в руки хрупкие вещи - нельзя! он не понимает, почему стучать молотком - нельзя (все это мелочи)... Вот тогда и наступает первый кризис! В этом случае ребенку просто необходимо внимание и спокойное объяснение того, почему "нельзя"! Только от родителей зависит, как долго будет продолжаться этот кризис...
P. S. он называется кризисом одного года, но наступить он может и в 7 и в 10 месяцев!