15 September 2009, 05:32:01

Для тех, кто не планирует отдавать детей в дет. сад.

В общем, для тех, кто как я))) будет готовить ребенка к школе лично.
Долго искала и наконец нашла средние (!) показатели развития ребенка по годам и "перечень знаний и умений" к моменту поступления ребенка в школу.
Ессно, дети все разные и т.д. и т.п., поэтому показатели 1-2 года могут отличаться, но, думаю, все согласятся, что если ребенок, который идет в школу, не знает свой домашний адрес, не знает буквы и "забыл", кем работает папа - это полный позор, в частности на родительские седины.
Так что, думаю, что многим будет полезен самый средненький перечень того, что надо вложить в умную головушку своему чадушке)
Короче, лучше больше, но не меньше.
Еще раз уточню, что это показатели не раннего развития, не позднего, а официальные нормы.

В 1 год ребенок:
Речь:
1. словарный запас увеличивается до 6 слов
2. понимает простую инструкцию без жеста
3. знакомые слова показывает на картинке
4. ставит кубики друг на друга
5. катит мяч
6. вкладывает крупную фигуру в рамку
7. одевает кольца на пирамиду в произвольном порядке
8. рисует каракули
9. «танцует» под музыку
10. Находить знакомые игрушки по просьбе

В 2 года:
1. показывает пять частей тела
2. словарный запас минимум 50 слов
3. понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию
4. верно использует местоимения я, ты, мне
5. предложения строит из двух слов
6. усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х
7. застегивает пуговицы на одежде
8. рисует карандашом
9. пользуется ложкой и вилкой
10. знаком с понятиями времен года, частей суток
11. знает наизусть одно-два коротких стихотворения
12. может рассказать о прошедшем событии

В 3 года
1. Словарный запас 250-700 слов
2. использует предложения из пяти-восьми слов
3. овладел множественным числом существительных и глаголов
4. знает свое имя, пол и возраст
5. понимает значение простых предлогов
6. понимает прочитанные короткие рассказы и сказки
7. задает вопросы о значении слов
8. считает до пяти
9. владеет понятиями один-много, большой -маленький, широкий –узкий, высокий – низкий, одинаковые – разные
10. знает основные цвета
11. знает основные геометрические фигуры
12. сравнивает предметы по величине, форме и т.д.
13. сравнивает количество предметов
14. подбирает пару к предмету с заданным признаком
15. знает названия окружающих предметов
16. называет по одному признаку каждого предмета из предложенных
17. знает названия основных действий
18. знает наизусть три -пять стихотворений
19. складывает разрезанную картинку из 4х частей
20. находит и объясняет несоответствия на картинках
21. находит лишний предмет и обосновывает свой выбор
22. умеет разрезать ножницами бумагу
23. имеет представление о домашних и диких животных
24. знает по пять названий рыб, птиц, животных, растений
25. имеет представление об овощах, фруктах, грибах
26. имеет представление о материалах, их которых сделаны окружающие предметы
27. знает явления природы (дождь, снег, гроза и т.д.)

В 4 года:
1. встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
2. употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько
3. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия
4. Исчезает смягченное произношение согласных.
5. Активные ролевые игры
6. Чтение по слогам
7. Счет до десяти
8. Может самостоятельно завести механическую игрушку
9. Правильно держать карандаш (ручку)
10. Пересказывает прочитанный (услышанный) текст
11. Завязывает шнурки
12. Имеет представление о профессиях
13. Имеет представление об основных праздниках
14. Аккуратно раскрашивать картинки
15. Выполняет несложную аппликацию
16. Складывает пазлы средней сложности (25-30 деталей)

В 5 лет:
1. запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000.
2. называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности
3. В предложении используются все части речи.
4. овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
5. Счет до пятидесяти
6. Пишет печатными буквами
7. Свободно читает ранее встречающиеся слова
8. Самостоятельно придумывает игры
9. Знает родственные отношения (напр, бабушка – это мама мамы и т.д.)
10. Может объяснить причины своих поступков и спрогнозировать их следствие
11. Активно использует обобщающие понятия
12. Уметь полно, последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ
13. Знает загадки, пословицы, стихи

В 6 лет:
1. словарь ребенка увеличивается до 3500 слов
2. использует в речи образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)
3. может объяснить слово на основе его значения
4. знает дату своего рождения
5. знает профессии родителей
6. самостоятельно придумывает сказку по картинкам
7. Различать гласные и согласные звуки.
8. Считает до ста
9. Уверенно читает ранее незнакомые слова

И, собственно, к моменту поступления в школу:
1. Фамилия, имя.
2. Дата рождения.
3. Свой возраст.
4. Имя и отчество родителей.
5. Домашний адрес.
6. В какой стране живет.
7. Знание животных (диких, домашних), птиц
8. Знание растений.
9. Знание профессий, видов спорта, транспорта.
10. Быт людей.
11. Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
12. Определение четвертого лишнего.
13. Сходство/различия.
14. Умение решать логические задачи.
15. Сложение фигур из частей.
16. Сложение из счетных палочек.
17. Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
18. Знать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг).
19. Ориентация в пространстве.
20. Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
21. Распределение предметов по категориям
22. Повтор 10 слов или цифр в разном порядке
23. Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
24. Пересказ сложных текстов.
25. Строить рассказы по картинкам.
26. Сочинять сказки.
27. Заучивать наизусть стихи, прозу.
28. Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
29. Уметь чертить прямую линию.
30. Писать печатными буквами
31. Вырезать из бумаги.
32. Аккуратно клеить.
33. Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
34. Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
35. Изготавливать аппликации.
36. Знать цифры (от 0 до 100).
37. Называть числа в прямом и обратном порядке.
38. Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
39. Соотносить цифру и число предметов.

Комментарии 36

  • Лена, Андрейка и Иришка
    11:29 15 September 2009
    спасибо за полезную инфу! будем работать над этим
  • ~мама Снежаны 3 года~
    10:56 15 September 2009
    я ещё помню свой первый клас, я тогда умела очень хорошо читать, неплохо писала письменные буквы и делала несложные арифметические задачи.учительница меня всегда хвалила, потому что я всё знаю наперёд, а вот одноклассники не любили меня " как выскочку", пока они думали, я уже тянула руку на ответ, и т.д.да и мне было откровенно не интиресно на уроках. всё згладилось аж к 5 классу!но осадок всё равно остался. не лишайте детей детства! всему своё время!
  • #LL#
    10:07 15 September 2009
    :-) нам в школу уже можно по показателям.но мы идём в садик
  • Владка и Давидик
    09:55 15 September 2009
    Моя младшая сеструха не так давно еще ходила в первый класс, так вот там их год примерно на уроках просто старались собрать до кучи, так как разбегались)) Детки пошли разношерстные, от 5(!) до 7, почти 8 лет, я не думаю, чтобы хоть кто-то там обращал внимание на какие-то навыки, кроме умения выражать свои мысли и сидеть спокойно 45 минут)) Но ко второму классу все примерно вышли на один уровень, в 1-м им не ставили оценок, только солнышки-тучки рисовали в дневнике, думаю, это правильно, не было обязаловки и напряга, никого не делили на "умненьких" и "бестолочей", просто постепенно приучили к школьному процессу. Так что и вправду все очень индивидуально, но к определенному возрасту все детки умеют то, что нужно, не стоит на них давить.
  • Ксюша и Радость Лизонька :)1 год
    08:19 15 September 2009
    Я в садик ходила 2 года,с 1,5 лет говорила,знала цвет и форму. Сад запомнила Только по галимой каше. Когда мама ушла в декрет меня из сада забрали. Занималась нами мама.я бы тоже сидела с детьми дома и занималась,но увы! Считаю,что сама смогу научить ребенка большему,чем в саду.
  • Miss_L & Max
    07:35 15 September 2009
    А я вот наоборот хочу его в обычную... Мне так не хочется, чтобы все его свободное время уходило на учебу(((
  • A)A&O&E
    07:29 15 September 2009
    Юля,все таки не так жестко обстоят дела,как написано на бумаге!Что можно требовать от шестилетнего ребенка!Конечно он должен знать основное!!!Я была шокирована,мы такую подготовку к школе прошли,а они все заново учат!И при чем у каждого учителя своя методика,мой Сашка к одному привык,а теперь все заново по другому!Я к тому,что не нужно сильно увлекаться с обучением,не углубляться далеко!Хотя у тебя Максим такой умничка!И отдавать его в обычную общеобразовательную школу-это кощунство!
  • Miss_L & Max
    07:25 15 September 2009
    Кстати, да. Если ребенка насильно заставлять учиться - пойдет обратный эффект. Поэтому надо как-то изворачиваться и учить в игровой и ненапряжной форме. Что, кстати, не так-то просто. Сложнее, чем посадить за стол и сунуть под нос пропись. Но можно.
  • Miss_L & Max
    07:22 15 September 2009
    Анастасия, конечно, все дети разные, равно как и их способности и темпы развития. Но Мин. образования решило, что должно быть так, а не иначе, поэтому хотя бы примерно уровень должен присутствовать. А то, сама знаешь, как быстро лепятся у спецов ярлыки... Не ответил на вопросы - шуруй в класс коррекции. Оно разве надо? Спецам для галочки, а у ребенка комплексы потом(((
  • A)A&O&E
    07:20 15 September 2009
    Хочу добавить!Не отнимайте у деток детство нагружая занятиями!Есть дети,которым в кайф заниматься,но ведь есть детки,которых заставляют!!!Научится ребенок и читать и писать,вы хоть одного взрослого знаете который не умеет читать или писать?Куда важнее воспитать личность,а по шаблонам воспитывать!Я вообще не гонюсь за знаниями сына,для меня важней всего,чтоб он был добрым,чутким,отзывчивым,вежливым мальчиком!Сейчас я больше настроенна на изучение иностранного языка,а свой родной-русский он и так выучит!!!
  • Miss_L & Max
    07:15 15 September 2009
    Liz_ &_ Ket, я еще со вчерашнего дня не ложилась, между строк все плывет и не читается))) Труд не тяжкий, труд со скуки, истинно добровольный))) спасибо.
  • A)A&O&E
    07:10 15 September 2009
    О Господи,прочла критерии,что должен знать ребенок при поступлении в школу!В принципе при поступлении в школу мы это все умели!Я как сумасшедшая всему его учила,чтоб ребенок не"опозорился"на тестировании!А спрашивается зачем?У меня Сашка хорошо читает,решает логические и математические задачки на ура!Но зачем?Ведь в школе всему учат заново и по другой методике,а моему Сашке не интересно,ведь он все знает,сидит на уроке крутиться не интересно ему!Оказывается я переборщила слегка... по многим пунктам,если честно я ржала например Постройки из кубиков по чертежу???? Пересказ сложных текстов-НА сколько сложных?Напугало слово сложных!!!! Ориентация в пространстве-ЭТО КАК??? Заучивать наизусть стихи, прозу-ЗАЧЕМ?специально не надо,если ребенок что-то сам запомнил,то хорошо!ведь вы же с детьми не заучиваете стишки,а они их почему-то знают,а потому что читаем их из-за дня в день!!! Аккуратно клеить-не реально аккуратно!И что это за критерий такой,если клеит не аккуратно,то в школу не возьмут,да вы посмотрите как первоклашки рисуют,вырезают из бумаги и клеят...ведь они же не должны создавать шедевры!!! Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки-улыбнуло,вчера в школе задали дом.задание нарисовать семью,Сашка долго пыхтел над рисунком,но а потом приглядевшись я заметила,у нашего папы три пальца,а у меня нет ушей,но,а в целом очень мило получилось,но естественно не высокохудожественно! Лепить как отдельные образы, так и целые композиции-из той же серии про рисунки:))) Знать цифры (от 0 до 100)-до 100-это лишнее!!! Садик нужен ребенку обязательно,хотяб для того,чтоб научить ребенка дисциплине!Умение общаться в коллективе!И я считаю,что лучше закалить иммунитет ребенка в садике,а не в школе пропускать уроки из-за болячек! Есть свои минусы и плюсы,как в садике,так и в прибывании дома!Я тоже думала,что ни за что не отдам свое чада в сад,но все таки плюсы садика перевесили плюсы дома!Хотя честно скажу,я забрала сына из сада за полгода до школы и учила его дома сама,но это больше из-за того,что дома был младенец и я не хотела,чтоб старший притащил болячку из сада и тем самым не заразил малого! А вообще все эти критерии развития ребенка-ерунда!Каждый развивается в своем режиме!У нас в классе разные детки,некоторые даже до сих пор не умеют правильно разговаривать,картавят и.т.п,но зато по математике лучше шарят,чем те,у которых правильная речь!И наоборот!
  • Liz_ &_ Ket
    07:08 15 September 2009
    Юля, как на счет читать между строк? А вообще тебе причитается особая благодарность за тяжкий труд и за то что делишься своими наблюдениями!
  • Kat_Rina
    07:07 15 September 2009
    И правда))) хватит уже КатРину склонять)))
  • Miss_L & Max
    06:58 15 September 2009
    ""Но речь тут вообще не о том, отдавать ребенка в сад или не отдавать"---ведь в каждой теме есть плюсы и минусы, и Kat_Rin@ увидела этот минус" - Ни фига не понимаю, можете кинуть тапком))) Как может быть минус в теме, если темы такой нет?))) я не писала о том,надо отдавать чадо в сад или нет, я выкинула инфу для тех, у кого дети в сад не ходят, и кто занимается с ребенком самостоятельно. И всё! Не туда, короче, комменты поплыли)
  • Kat_Rina
    06:57 15 September 2009
    А про бабушек и дедушек!!! Нет уж увольте! Посидеть с малышом, часок другой при надобности, но воспитывать!!! Это уже конкретная крайность!
  • Liz_ &_ Ket
    06:51 15 September 2009
    "Но речь тут вообще не о том, отдавать ребенка в сад или не отдавать"---ведь в каждой теме есть плюсы и минусы, и Kat_Rin@ увидела этот минус. Может для кого то вообще нет минусов. В любом случае, интересно выслушать обе стороны. Впрочем, всё действительно индивидуально и мы все это знаем. Каждый родитель выбирает что на его взгляд лучшее и подходящее для чада.
  • ~мама Снежаны 3 года~
    06:50 15 September 2009
    для меня детсад стал первой школой жизни, я была самая маленькая в группе, меня все хотели обидеть(очень это хорошо помню), а потом я научилась себя защищать. я не капли не жалею, что там была. а вот по-поводу Снежи, мне жалко её в детсад отдавать, но если бабушка с дедушкой будут работать, то придётся.у меня хорошая з\п, впереди карьерный рост, я вообще обожаю свою работу и очень хочу заработать Снеже на хорошее образование. скорее придётся идти в садик.Но не раньше , чем она сможет говорить. что бы хоть смогла разсказать, если её обижают.Уважаю тех мам, которые отказались от работы из-за воспитания детей, но сама так не могу, это минус мне. А по-поводу общения, у нас детская площадка-и там общения хватает
  • Miss_L & Max
    06:34 15 September 2009
    Kat_Rin@, угу. Я там в комменте №14 об этом и написала. Ну, или если только бабушки-дедушки с ребенком будут.
  • Miss_L & Max
    06:32 15 September 2009
    Ольга, сколько людей - столько и мнений.
  • Kat_Rina
    06:31 15 September 2009
    И вообще, как насчёт времени? Это же значит, что мама НЕРАБОТАЮЩАЯ?
  • Мадина
    06:14 15 September 2009
    Девочки, могу сказать, что действительно, для ребенка, который не ходил в сад, когда он идет в школу это стресс, большой или маленький зависит от ребенка. Я свою дочь отдала в сад в год и три месяца (шла на работу) и не жалею ни капельки, сейчас она ходит в школу во второй класс и я дети которые не ходили в сад, даже во втором классе еще тянут маму за юбку и плачут иногда, когда родители уходят. Второго ребенка я тоже отдам в сад. Ребенку важно общение со сверстниками и одной площадки на улице этого мало, ребенок должен найти свое место в обществе, а для этого необходимо, что бы он проводил как можно больше времени со сверстниками. Ведь они там вместе кушают, занимаются, одеваються, ложаться спать, а не просто гуляют. И психологи советуют отдавать в сад детей.
  • Miss_L & Max
    06:10 15 September 2009
    у меня против сада только один аргумент, но железный - не хочу, чтоб моего ребенка воспитывали чужие тетки и решали, за что поощрить, а за что наказать. Это для меня перекрывает все садовские плюсы. Но это хорошо так рассуждать тем, у кого есть возможность сидеть дома с ребенком лет до восьми, или дольше. Я понимаю, что когда есть необходимость выходить на работу, то вопрос отпадает.
  • 11111
    06:05 15 September 2009
    Kat_Rin@ - а наша Маришка не ходила в садик)))) И мы ни грамма не жалеем об этом! пы.сы. кстати, ни я, ни мой младший брат тоже не посещали сие заведение) И я ни по себе, ни по малому тоже никаких таких типа закрытостей, нелюдимостей не вижу!))) Это так, просто инфа!)
  • Miss_L & Max
    06:04 15 September 2009
    У меня кресница, к примеру, в сад ходит, но общаться не умеет абсолютно. Потому что ее мама ее учит, что лучше играть одной, чем с кем то. Вдруг обидят... В итоге "ребенок из под колпака" получается(((
  • Лилия и Полинка 4 года 11 мес.
    05:59 15 September 2009
    А на тему нелюдимости. У меня брат двоюродный рос в деревне, в сад не ходил, его там просто не было, да и маленьких деток тоже человек 5 от силы, и все разного возраста, так что общался в основном с бабушками-дедушками, да со взрослыми. А когда в школу идти, они переехали в город, и он пошел в школу и влился в коллектив спокойно, и никаких проблем не было.
  • Kat_Rina
    05:59 15 September 2009
    Не все, но многое - почти всё зависит от родителей, от подхода к воспитанию,- не имхо, ФАКТ)))
  • Miss_L & Max
    05:58 15 September 2009
    Kat_Rin@, думаю, если не единичный, то довольно редкий. Я сама в саду не была, младший брат тоже... От скромности или застенчивости не страдаем, скорее наоборот) Все зависит от родителей, от подхода к воспитанию, имхо.
  • Kat_Rina
    05:55 15 September 2009
    CleverFaceHeresy, я между прочим уже скопировала Вашу статейку себе :-) Полезная и нужная, это факт!))) У меня есть знакомая, которая вроде тоже из лучших побуждений малыша в сад не отдала, а он у неё такой дикарёк растёт... боится всех, мамку за юбку всё время держит, а она и ухом не ведёт... Хорошо, если это единичный случай.
  • Лилия и Полинка 4 года 11 мес.
    05:52 15 September 2009
    Классно! Меня тоже как раз это интересовало. Спасибо огромное! Теперь главное не потерять!
  • Miss_L & Max
    05:51 15 September 2009
    Kat_Rin@, согласна,но опыт общения в коллективе в дошкольный период не ограничивается дет.садом... Но речь тут вообще не о том, отдавать ребенка в сад или не отдавать, а о том, что делать, если не отдавать)
  • Kat_Rina
    05:49 15 September 2009
    ну вот... Я же не могу развернуть тут монолог на пару страниц, а Вы решили меня понять с самой невыгодной стороны. Ребёнку в дальнейшем по жизни прийдётся вращаться в коллективе, первй опыт коллектива - дет.сад. Я ведь не отрицаю ни плюсы ни минусы того или иного варианта, просто высказала своё мнение, и как мне кажется оно не беспочвенно, зотя и не категорично. ВОТ.
  • Miss_L & Max
    05:42 15 September 2009
    Kat_Rin@ ???? нелюдимый???? думаешь, если ребенок не ходит в сад, то он до школы из дома не выходит что-ли??? странная точка зрения...
  • Валерия,Днепр
    05:40 15 September 2009
    Спасибо, очень полезная информация, главное не потерять и не забыть где сохранила её до рождения сыночка.
  • 11111
    05:38 15 September 2009
    О! Значит инфа для меня!))) Юльчик, огромное спасибо! Нужно, важно, полезно!
  • Kat_Rina
    05:38 15 September 2009
    Всё это хорошо и Ваша статья безусловно полезна, а так же бесспорно есть свои плюсы воспитания ребёнка дома. Но как мне кажется для малыша помимо новых слов и кубиков, важно общение со сверстниками. Что же он быдет умненькийи нелюдимый...