Уже вырос
Специалисты говорят, что ребенок развивается так быстро, как ему это позволяют взрослые...
Эта фраза достойна того, чтобы стать руководством по воспитанию ребенка. И в самом деле, если разобраться, нередко близкие тормозят своего малыша, ограничивая его действия. Кроха только и слышит: «Куда полез! Не трогай! У тебя не получится! Положи на место! Ты еще маленький!» А что, если он уже достиг того возраста, когда действительно может помочь маме и папе в делах, ничего не испортив? Не исключено, что кроха готов проявить инициативу и ускорить (подстегнуть) процесс своего развития. Мы должны сами себе ответить утвердительно на эти вопросы и решить раз и навсегда, что наш малыш уже большой и может сам выбирать даже методы собственного обучения. Надо только поставить перед ним цель, и вы удивитесь количеству придуманных им способов ее достижения. За примерами далеко ходить не придется.
Сочиняем сами
Как-то гуляя с дочкой на детской площадке, я краем уха услышала несколько фраз из ее разговора с мальчиком: «Валела, дай мне, пожаласта, твоего свиненка поигать», — попросила Маринка. «Это не свиненок, а поросенок. А ты мне твоего лошаденка», — уверенно поправил подругу Валерка и торжественно произвел обмен игрушками. Дети часто путаются в определении детенышей животных. Нужно решать эту маленькую проблему. Но как? Придя домой, задала этот вопрос дочке. «А давай стишок про них выучим!» — предложила малышка. Я обрадовалась идее и перерыла кучу книг в поисках нужного произведения. Однако, не найдя ничего подходящего, снова обратилась к ребенку. «Не можешь найти, тогда давай сами сочиним», — гениально и просто ответила девочка. И сочинили. Причем большую часть рифм придумала она. Выучили стихотворение «Волшебный садик», и все у нас встало на свои места.
Вот волшебный
детский сад
Не для ребят,
а для зверят.
Играют в садике котенок,
Щенок, цыпленок,
поросенок,
Ягненок, жеребенок,
Теленок и утенок.
И вот за малышами
Пришли под вечер мамы:
За жеребеночком сначала
Мама-лошадка прискакала.
Пришла собачка
за щенком —
Лохматеньким
озорником.
За цыпленком — курочка,
За утенком — уточка,
Овечка — за ягненком,
Свинья — за поросенком,
Корова — за теленком,
А кошка — за котенком.
Пуст волшебный
садик мой —
Малыши ушли домой.
А завтра будут все опять
Весело в саду играть.
Поделилась этой новостью с подругами. И тут посыпались градом вопросы: а есть ли другие подобные стихи, а на какие они темы и что помогают усвоить ребенку, а может быть, у меня собственная методика и т. д. Да не важно, говорю я им, в какой форме преподать ребенку материал. Главное, чтобы малыш сам участвовал в процессе и не экзаменовался ежедневно. Взрослые тоже ведь не все с помощью стихов учат. Что-то рисуем, что-то на прогулке наблюдаем, что-то в книжках читаем, а что-то приходится озвучивать ежедневно. Например, как объяснить крохе, где лево, а где право? За что тут зацепиться? Не за что. Потому, как только малышке исполнился год, я просто называла левую сторону и правую. Например, надеваем ботиночки. Говорю дочке: «Вот ботиночек на левую ногу надели, теперь — на правую». И так во всем, касается ли дело ручек, глазок, куколок...
Наши достижения
Ребенок к трем годам должен многое уметь делать сам и обладать солидным багажом знаний. Он способен правильно определять оттенки цветов, знать по имени каждый пальчик, собирать последовательно целый выводок матрешек, легко подбирать плоские геометрические фигуры по образцу, а также ориентироваться в объемных фигурах. И это далеко не все достижения трехлетки.
Кроха знает на ощупь знакомые предметы, находя среди них большой, маленький и средний, определяет фактуру предмета. Дитя собирает пирамидку, используя размер колец по убывающей, сортируя их по цвету и форме. Может составить мозаику по несложному рисунку, сложить картинку из двух частей. Играя с пластилином, наш герой уже способен раскатывать комочки в ладонях, лепить несложные формы.
Малыш рисует кружочки, овалы, проводит линии, закрашивает внутреннее пространство. Он легко добавляет к рисунку взрослого недостающие детали, мастерит несложную аппликацию из готовых картинок. Ребенок способен построить из кубиков и конструктора замок и башню.
Главное — понять, что дитя может научиться тому, чему мы готовы его научить. Если папа разбирается в марках машин, резонно рассказать об их отличительных признаках трехлетнему сыну. Бабушка увлекается разведением цветов? Почему бы не показать все эти растения внучке? И маме несложно объяснить подрастающей хозяйке (или хозяину) назначение продуктов, хранящихся в холодильнике. Попробуйте, и результат превзойдет ваши ожидания.
Как-то бабушка подарила Маринке книжку с экзотическими животными. Красочные иллюстрации сразу привлекли внимание девочки, и она каждый день просила читать их названия. Через неделю кроха уже все знала наизусть, могла любого пальчиком показать, а их там было 18. Кстати, ребенку было всего полгодика.
А когда мы с мужем решили посчитать, сколько малышке известно представителей фауны, то были потрясены. Она назвала более 60 птиц, животных, насекомых.
Взрослые зачастую дают неверную оценку способностям ребенка. Одни склонны их явно занижать, другие, наоборот, завышают. А все потому, что мы не успеваем за малышом, который взрослеет с каждым днем. Вот и получается как в кинофильме «Золушка». Там король кричит, высказывая свое недовольство: «Все, ухожу в монастырь. Почему мои придворные не сообщили мне, что ты (речь о принце) уже вырос». На что наследник отвечает: «Папа, я ведь тебе спел об этом целую песенку». Вот и наши дети частенько поют нам подобные песенки. Родителям остается просто вовремя их заметить, вслушаться, а может быть, даже и подпеть.