Девчонки, меня интересует возраст у кого от 2х до 2х с половиной лет
Как вы играете, во что, чес занимаетесь, какие книги читаете. Может какие мамины ноу-хау есть поделитесь :))
Игры и игрушки, книги
Комментарии 12
-
Как не растеряться в игрушечном магазине? Игрушки мальчикам всех возрастов Игры для младенцев Игра - это основное занятие ребенка. С ее помощью он познает мир и всесторонне развивается. Она может оказать неоценимую помощь, если соответствует возрасту. В раннем детстве игрушки для мальчиков и игрушки для девочек одинаковы. Это колокольчики, неваляшки, погремушки, шарики и мячики, разные на ощупь предметы для сенсорного развития: шуршащие, мягкие, гладкие, - всё это порадует младенца любого пола. А дальше возможности ребенка растут, увеличивается разнообразие игрушек, подходящих ему по возрасту, начинают проявляться индивидуальные черты характера и интересы. А они, как известно, часто (хотя и не всегда) зависят и от пола ребенка. При словах "комната мальчика" большинству сразу представляется обилие машин и пистолетов всех размеров и моделей. На самом деле выбор игрушек для мальчиков намного шире. Как не растеряться и выбрать то, что будет полезно и интересно? Игры для развития детей раннего возраста "Долгоиграющая" и подходящая подвижным мальчикам игрушка - большой гимнастический мяч. Он служит замечательным снарядом для развития мышц, а дети постарше смогут придумать с ним много увлекательных занятий, ведь его можно катать, прыгать на нем, играть в "силача" (поднимать его за рожки, демонстрируя силу :)). Когда у детей просыпается активный познавательный интерес, лучшие игрушки для мальчиков – это активные центры и развивающие коврики, пирамидки и наборы игрушек для ванной, развивающие панели, например "Ферма", где при нажатии на изображение животного, ребенок слышит его голос. Полезно мальчикам познакомиться с народными игрушками. Богородских кузнецов, рыбаков, мишек пилящих бревно знают все. В раннем возрасте формируется умение видеть связь между предметами и использовать ее. А эти игрушки наглядно показывают такую связь, экологичны, знакомят с "мужскими" видами деятельности и могут потом использоваться в других играх, "растут" вместе с ребенком. Игрушки-каталки… Малыш начинает ходить и, в-первую очередь осваивает пространство перед собой, поэтому хорошая игрушка мальчикам та, которую надо катить перед собой. Все видели такие игрушки: бабочки, хлопающие крыльями, зайчики-барабанщики. Если вам кажется, что игрушки для мальчиков должны быть более "мужественными", то можете выбрать вертолет с крутящимся винтом, лошадку, медвежонка. Освоение пространства позади себя начинается позже, ближе к полутора-двум годам. И тогда приходит черед любимых машинок, которые можно загружать и тащить за собой на веревочке. В раннем возрасте (1-3 года) совершенствуются и двигательные навыки, поэтому хорошим подарком будут такие игрушки для мальчиков, как машинки, на которых можно ездить, отталкиваясь ногами. Они выпускаются в самых разных вариантах, детям нравятся и служат долго. Например, нам она прекрасно прослужила два года и цела до сих пор, а летом она использовалась в качестве уличного средства передвижения. Правда, от такого катания по асфальту стираются ботинки, так что имейте это ввиду :). Машинки, которые едут сами, конечно тоже интересны, но физическому развитию не помогают, а скорее тормозят его. Развивающие игры для детей от 3 лет и до+ Чем старше становится ребенок, тем больше разнообразие игрушек, доступных для него. Игрушки для развития творческих способностей, воображения и мышления Для развития творческих способностей и воображения есть безопасные пальчиковые краски, мелки, фломастеры, мозаика, наборы для изготовления барельефов, фресок, витражей. В продаже можно найти хорошие раскраски для любого возраста, какие-то из них точно понравятся даже не очень усидчивым мальчикам. Игрушки для развития мышления: формы, вставляющиеся друг в друга, игрушки, имеющие отверстия и вкладыши, соответствующей формы, составные игрушки из 2-3 частей, кубики и блоки для конструирования, строительные наборы приобретают все большую популярность. Отличные развивающие игрушки для мальчиков можно найти на сайтах многих Интернет магазинов. Конструкторы Конструкторы - один из самых любимых мальчиками видов игрушек. Сейчас в магазинах можно встретить огромное разнообразие конструкторов, поэтому выбор игрушки мальчикам стал еще сложнее. Существуют конструкторы-лабиринты и магнитные конструкторы, наборы Лего и конструкторы для строительства зданий (из них особой популярностью пользуются наборы кирпичиков, сделанные из натуральных материалов, продающиеся в комплекте со смесью для скрепления их между собой, как на настоящей стройке. Особая прелесть в том, что надоевшую постройку можно размочить в воде и построить что-то новое!). Конечно, увлекательны для мальчишек и металлические конструкторы, наборы "Знаток", которые позволяют составлять простые электрические схемы и собирать различные устройства. Представьте счастье шестилетнего мужичка, собравшего с папой полицейскую сирену или сигнализацию! Конструкторы развивают творческие способности, логическое мышление, воображение, помогают освоить умение пользоваться схемами, от простых до очень и очень сложных. Среди них можно найти и варианты для малышей 3 лет и для школьников. "Научные развлечения" (в основном это наборы по физике и химии) - это даже не совсем игрушка, мальчикам она поможет расширить кругозор, увлечься экспериментами, и кто знает, может быть с этого и начнется их путь в науку? Любимы мальчиками всех возрастов сборные модели и фигурки, которые надо раскрашивать. Помимо развития усидчивости, внимательности, аккуратности, умения разбираться в схемах, они стимулируют интерес к истории и технике. А еще это прекрасная возможность пообщаться с папой или мамой, потому что помощь, поддержка и похвала взрослого в создании моделей просто необходима. Обратите внимание наборы для сюжетно-ролевых игр "парикмахерская", "кухня", "доктор", "индейцы". Они знакомят с окружающим миром, позволяют освоить роли и модели поведения. Игрушки для занятий спортом Игрушки для занятий спортом также обязательно должны быть в доме, где растут мальчики. Мячи, клюшки, лыжи, настольный теннис, велосипеды и самокаты. Для развития глазомера и координации движений подойдут обычные кегли, дартс и "Кольцеброс". Научат играть по правилам, спокойно относится к поражениям, помогут заинтересовать спортом "хоккеи", "футболы", "бильярды" и другие настольные игры. Даже четырехлетний мальчик может их освоить и после некоторой тренировки обыграет и взрослого. Вам предстоит выбирать игрушки для мальчика? Узнайте, что увлекает ребенка, какой у него характер, что он любит делать. Есть мальчики, которые обожают подвижные игры и терпеть не могут раскраски и пазлы, есть фанаты железных дорог и конструкторов, есть и те, кто не прочь поиграть в кукол и покатать коляску или заняться вышивкой. Главным критерием выбора занятия для ребенка старшего возраста становиться его интерес к ней. Не все вышеназванное, конечно же, должно быть у вашего ненаглядного мальчика. Что-то может ему не нравиться или быть неинтересно. Может быть, с какими-то игрушками он познакомится в садике или поиграет у друзей. Здесь перечислено то, что поможет ребенку развиваться лучше, чем заводные люди-пауки или многочасовое сидение перед экраном компьютера или телевизора. А выбор, конечно же, за вами.
-
Что нужно настоящему мужчине? Выбираем игрушки для мальчиков Какие игрушки нужны мальчику? Этот вопрос часто не вызывает никаких сомнений у многих родителей, потому что они прекрасно знают, что нужно и особенно, что ни в коем случае не нужно их малышу. Будущему мужчине, чтобы вырасти умным, сильным, деятельным, в общем «настоящим» мужчиной, необходимы: машинки и всякая техника (как можно больше), пистолеты, сабли и другое оружие (в том же количестве), ну и, конечно, конструкторы. Для самых маленьких иногда допускаются мишки и зайчики. Но – куклы?! Это не для мужчин! Так ли это на самом деле? Елена Шеина психолог учебно-методического Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета Мальчик – тоже человек! В поведении, занятиях, интересах и даже мышлении – во всем этом видно традиционное стереотипное разделение на мужское и женское. Однако любые стереотипы приводят к жесткому и негибкому поведению. А отсутствие гибкости в мире, требующем разнообразного реагирования на не менее разнообразные ситуации, является большим недостатком, да и просто мешает жить. Мужчина-защитник, безусловно, необходимая и полезная, но не единственная мужская роль. К тому же происходит своеобразное отождествление силы и мужества исключительно с внешними атрибутами: мускулами и оружием. Но мужчина может обладать наравне с чисто мужскими качествами, также качествами, традиционно приписываемыми исключительно женщинам (эмоциональностью, тонким чувствованием других людей и т.д.) и при этом однозначно считать себя мужчиной и оцениваться другими людьми как мужчина. К тому же во многих профессиях – врач, учитель, актер – эти, так называемые женские качества, абсолютно необходимы. Человек, мужчина или женщина, – существо целостное, поэтому не имеет смысла противопоставлять друг другу, к примеру, интеллект и эмоции. Разные игрушки, объединенные общей игрой, как раз и дают возможность целостного развития. При выборе же игрушки ориентироваться следует не столько на пол, сколько на возраст ребенка. Игрушки разные нужны, игрушки разные важны Появление куклы в руках у мальчика часто встречает негативную реакцию и даже пугает родителей. Дети же с самого раннего возраста подстраивают свое поведение в соответствии с требованиями и ожиданиями взрослых. Поэтому мальчики перестают интересоваться куклами, а сосредотачиваются исключительно на технике и конструкторах. Однако кукла не может превратить мальчика в девочку или сделать его слишком мягким и женственным. Если же у ребенка есть те или иные проблемы с развитием пола, то запретами на игры с куклами их не решить. Начиная с младенческого возраста мальчикам, как и девочкам необходимы разнообразные куклы. Вначале это могут быть – куклы-неваляшки и матрешки. Ближе к году можно предложить традиционного пластмассового или мягкого набивного пупса, о котором нужно заботиться: кормить, баюкать, купать и т.д. Конечно, кукле-младенцу нужен хотя бы минимальный набор одежды, лучше с застежкой-липучкой, и другие самые необходимые аксессуары. Кроватку или какое-нибудь «спальное место» легко сделать из подручных материалов, например, из конструктора. Коляску же лучше купить. Мальчики, видя на улице девочек с игрушечными колясками, часто требуют себе такую же игрушку. Кто-то потом с удовольствием катает в ней пупса, а кого-то коляска больше интересует как своеобразное транспортное средство. С 2-3 лет предложите малышу небольших от 5 до 18–20 см куколок для разыгрывания разнообразных сюжетов. Сначала пусть это будут простые с едва намеченными лицами мальчик и девочка или целая семья. Такие достаточно открытые персонажи по необходимости в игре могут иметь широкий спектр ролей. Хорошо, если у таких фигурок двигаются ручки и ножки. Лет с 4-5 лет можно добавить в набор кукол с определенными ролями: солдатиков, врачей, пожарных и т.п. Мальчикам в этом возрасте необходимы и куклы-мальчики, что, однако, не означает, что у куклы должны быть явно выражены половые признаки. Вполне достаточно общего впечатления, которое производят лицо и одежда. Такая кукла от 25 до 40–50 см, по внешнему виду близкая к ребенку по возрасту – и друг, и защитник, и своеобразное зеркало, через которое малыш учится общаться, понимать себя и других людей, что способствует развитию самосознания. Безусловно, для игры с куклами понадобится и кукольная утварь. Однако, не обязательно покупать большие наборы, например, для игры в кухню или магазин. Вполне достаточно минимального набора посуды, весов и т.п. Для всего остального можно использовать предметы-заместители: детали конструкторов, природный материал и т.д. Не смотря на явно негативное отношение к куклам в руках мальчиков, многие родители, тем не менее, покупают своим сыновьям разнообразных персонажей современных детских и не очень детских фильмов и мультиков: бетменов, человекопауков и им подобных, которые, по сути, не что иное, как куклы. Однако необходимость таких персонажей как раз вызывает большие сомнения. Любая кукла – образ человека. Вольно или невольно малыш отождествляет себя с ней, а также впитывает представление о том, каким вообще должен быть человек: хорошим или плохим, добрым или злым, как он действует в разных ситуациях и т.п. Куклы-оборотни (не паук, но и не человек) в этом смысле являются не самыми лучшими примерами для подражания. В играх с ними часто происходит выхолащивание сюжета, т.к. дети не улавливают сложные перипетии не всегда детских фильмов. Они «берут» только действия – а это силовая борьба. Причем кто плохой, кто хороший непонятно, да и неважно. Мальчику также нужны мягкие игрушки. Небольшого размера мишки, собачки и т.д. могут быть героями как любимых сказочных, так и бытовых сюжетов. К тому же, такая игрушка поможет малышу в трудных для него ситуациях. Поход в поликлинику, привыкание к детскому саду пройдут менее болезненно с любимым мишкой или щенком. Для ребенка в этом случае – это некая поддержка в незнакомой обстановке, осязаемая опора и защита. Поскольку всякое расширение обитаемого пространства, является стрессом, такие игрушки одинаково необходимы как мальчикам, так и девочкам. Мальчики, как и девочки, имеют право, на переживание и, главное, выражение чувств, например, боли или страха. Не запрещайте малышам плакать и ни в коем случае не стыдите их за это. Кроме кукол и мягких игрушек мальчикам, как и девочкам необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д. Отдельно хочется сказать о наборах, с шитьем и вязанием. Это, традиционно «немужское» занятие, очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин. «Мужские игрушки» Более детального рассмотрения заслуживают традиционные «мужские» игрушки. Первое, что обычно приходит на ум в связи с мужчинами – это разнообразная техника. Количество ее в магазинах просто огромно: готовая или собираемая из деталей, с радиоуправлением и без, всякие машинки, поезда, строительные, плавательные и летательные аппараты. Простые деревянные машинки, с прорезью для руки и крутящимися колесами и небольшие плавающие лодочки могут появиться у малыша уже в 7-8 месяцев. В раннем возрасте хороши машинки с кузовом, в которые можно складывать, а потом перевозить все, что мужской душе угодно. Обогатить и разнообразить игру с машинками помогут все те же небольшие куклы и звери, которых для начала можно перевозить куда-нибудь или просто катать. Поэтому, покупая машину и персонажей для игры, следует соотносить их размеры между собой. Мечту многих взрослых мужчин – действующие железные дороги и гоночные трассы, а также радиоуправляемые машинки, вертолеты и подобные им игрушки, «живущие своей особой жизнью», не стоит покупать дошкольнику. Такие игрушки не требуют работы воображения и оставляют ребенку лишь роль наблюдателя. Они подойдут скорее младшим школьникам, которые уже могут справиться со сборкой сложных моделей, со знанием дела будут их коллекционировать и устраивать соревнования. По-прежнему не стихают споры вокруг оружия. Полностью оградить от него ребенка, скорее всего не удастся, да это и не нужно. Игра – способ познания реальности, через нее дети осваивают смыслы человеческих взаимоотношений, в том числе и в такой реальности как война. Сейчас к традиционной игре в войну добавились или полностью заменили ее новые игры: в милицию, в бандитов и т.п. Вопрос в том – с чем ребенок играет, как играет, и есть ли вообще возможность с этим играть. В настоящее время появляется все больше игрушечного оружия со всякими эффектами: от включения фонарика и звуков при стрельбе, до выпускаемых игрушечных пуль, стрел и т.п. Например, меч, который при ударе звенит (издает звуки как в компьютерной игре), а на его кончике загорается лампочка. Скоро, по-видимому, ребенку не придется, и махать таким мечом, как уже нет нужды самостоятельно изображать или представлять звуки битвы. Наблюдается также тенденция ко все более детальному воспроизведению реального оружия. Действия с такими игрушками часто уже не назовешь игрой: таким оружием и пораниться можно! Игра превращается в упражнение в стрельбе. В таких занятиях воображение ребенка не работает, социально-эмоциональная сфера не развивается. Похожее до мелочей на реальное, такое оружие сосредотачивает ребенка на процессе стрельбы и не дает возможности развивать какой-либо сюжет. В этом смысле лучше внешне не такие эффектные, простые пластмассовые или деревянные сабли и пистолеты. В данном случае условность оружия – необходимое условие существования игры, когда ребенок может сосредоточиться на главном – человеческих отношениях, а не бессмысленно бегать и стрелять. Поэтому не стоит покупать игрушечное оружие детям до 4-5 лет: до этого возраста оно вряд ли сможет быть атрибутом игры, а будет скорее самостоятельной ценностью. Любимой и вполне одобряемой деятельностью для мальчиков является конструирование. Недавно появившиеся в магазинах мягкие конструкторы из ковролина подойдут малышам от 2 лет. Такое конструирование – аналог аппликации: на основу с помощью липучки крепятся отдельные детали. Хорошо если из предложенных деталей можно собрать что-нибудь живое: котиков, птичек, мышек и т.п., тогда есть возможность сочинить сказку с получившимся персонажем. Маленькие дети также любят играть такими изображениями как игрушками. Простые кубики из пластмассы, ткани или дерева, можно предложить малышу еще до года, а к полутора годам приобрести строительный набор из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Такой набор с большим количеством деталей будет интересен ребенку на протяжении всего дошкольного периода.В этом же возрасте подойдет и пластмассовый блочный конструктор со скрепляемыми довольно крупными (6-8 см) деталями, типа «Лего». Детям от трех лет подойдут такие конструкторы с более мелкими (3-4 см) деталями. Разнообразные конструкторы также хорошо дополнить небольшими, удобными для ручки ребенка фигурками людей и животных. Можно подыскать готовый набор в магазине, но его легко создать самому из любого конструктора и куколок. Вначале это могут быть те же мальчик и девочка (семья) и какие-нибудь нейтральные наборы с животными: зоопарк, ферма. Постройте домик или целый город, поселите там кого-нибудь. Покажите малышу, как «разговаривают» люди и животные, что они могут делать: гулять, ходить в гости друг к другу, работать и т.д. Все зависит от вашей фантазии и интереса. Скоро вы увидите, с каким удовольствием будет играть ваш малыш. Для мальчиков 5-7 лет в магазинах предлагают тематические наборы с традиционными мужскими ролями: полицейский патруль, пожарная команда, спасатели и т. п. Они содержат здания, соответствующую технику и фигурки людей в форме для разыгрывания сюжетов на предлагаемую тему. Есть такие же наборы с викингами, пиратами, героями мультфильмов и фильмов. Сейчас в продаже есть игрушечные наборы различных инструментов: детские верстаки с электрическими отвертками, наборы строительной и автомобильной техники. Такие аналоги реальных предметов, по сути, не являются игрушками: игра это не тренировка навыков, а постижение смыслов человеческих отношений. В игре при необходимости любая палочка может стать нужным инструментом: и пилой, и отверткой, и дрелью. Навыки же лучше отрабатывать в работе с настоящими инструментами. К тому же покупать такие большие наборы не имеет смысла, так как некоторые конструкторы, например с болтовым соединеним, содержат инструменты, отвертку и гаечный ключ, которых может быть вполне достаточно малышу. В заключение хочется повторить: покупая игрушку, не основывайте свой выбор на жестком разделении игрушек только для мальчиков или для девочек. Трудно бороться с собственными стереотипами, еще труднее с чужими. Тем более что вокруг много «доброжелателей», всегда готовых сделать замечание, дать единственно верный совет или просто ляпнуть что-то вроде: «А ты чего, детка с куклой? Ты же мальчик!» Однако, жестко ограничивая своего малыша, вы сужаете возможности для его нормального человеческого развития. Это, кстати, относится и к девочкам.
-
из книжек уже читаем сказки Андерсена, Пушкина, чуковского и барто уже наизусть знаем, так что уже перешли на более взрослые
-
ролевые игры уже можно, мы играем уже давно, в посудку (повар), во врача, в парикмахера, в строителя... игр у нас очень много развивающих, типа лото, ходилок всяких, пазлов, карточек разных сравнительных. ну игрушки, машинки, понятное, всякая техника, строительные краны, трактора, это наше любимое, кубики, конструкторы...
-
вот ещё прелесть! www.intelkot.ru/item1409.html www.intelkot.ru/item1407.html
-
Еще на курсах мы обсуждали тему про игры с детьми. В процессе уборки можно с ними играть. Мелисса у меня своим пылесосом пылесосит, я с воим. Посудомойкц вместе разгружаем. Ложким и вилки по Мелиссиной части. Можно открытки разрезать и тут же кусочки складывать, им интереснее, чем пазлы. Мелисска конструктор очень полюбляет, башенки строить. Еще интересно со льдом играть деткам.
-
Выбираем игры малышу 2-3 лет Капкова Людмила Геннадиевна Роль игрушек в жизни ребенка необычайно многообразна. С первых дней они появляются в его окружении и остаются верными друзьями на протяжении нескольких лет. Служат малышу источником радости, формируют у него разнообразные умения и навыки, приучают к определенным правилам поведения, учат общаться с окружающим миром. К счастью, игрушек на сегодняшний день огромное множество, но, к несчастью, порой родителям достаточно трудно бывает определиться с выбором той игрушки, которая оптимально подходила бы их малышу. Чем руководствоваться, покупая игрушки ребенку? Как выбрать в этом многообразии то, что долгое время сможет остаться для малыша привлекательным и полезным? Как часто покупать игрушки? Какие игрушки подобрать в домашнюю игротеку, учитывая возраст, пол ребенка, а может быть что-то еще..? И есть ли игрушка, идеально подходящая именно нашему ребенку? Эти и другие вопросы, наверняка, волнуют многих современных родителей. Для решения всех этих вопросов специалисты компании «Умные игры» совместно с учебно-методическим центром «Учимся, играя» разработали маршрутные карты приобретения игр для формирования эффективной домашней игротеки ребенка. Что же такое эффективная домашняя игротека? Все игры можно условно разделить на типы, каждый из которых направлен на определенную сферу развития ребенка. Наиболее благоприятными для ребенка 2-3 лет являются игрушки, способствующие накоплению сенсорного (чувственного) опыта, развивающие моторику (мелкую и крупную), речь, навыки общения, творческие и мыслительные способности. Правильно подобранная домашняя игротека - залог гармоничного развития ребенка. К таким играм относятся следующие типы: Абаки (подставочка с вертикальными колышками, на которые нанизываются колечки, шарики и другие предметы) Пирамидки (пластмассовые и деревянные) Вкладыши (один в другой, в рамку, в основание) Шнуровки (пуговицы, ботинок, сюжетные картинки с элементами пришнуровывания) Конструкторы (строительные, сюжетные, логические) Речевые тренажеры (куклы-перчатки би-ба-бо, пальчиковый театр, матрешки) Настольные игры (мозаики, дидактические пазлы, лото, разрезные картинки) Сенсорно-двигательные тренажеры (каталки, молоточки-стучалочки, музыкальные инстру- менты). Чтобы правильно сформировать, а затем и пополнять игротеку ребенка с самого раннего возраста, необходимо овладеть системой знаний в области приобретения развивающих и образовательных игр, а также некоторыми правилами посещения магазинов развивающих игр. Делая покупку: Правило №1. В магазине развивающих игр обязательно получите у продавца как можно более подробную консультацию о вариантах применения той или иной игры. Правило №2. Узнайте у продавца-консультанта, какие этапы овладения игрушкой следует освоить вместе с ребёнком, или спросите соответствующую литературу. Правило №3. Старайтесь периодически знакомиться с сериями авторских игр и приобретать их для детской игротеки. Они обладают большими возможностями в использовании и будут полезны малышу долгое время. Это еще не система подбора игр. Это всего лишь необходимые правила культуры посещения специализированного магазина. А вот целенаправленное приобретение игр, способных развить задатки и необходимые навыки ребенка, зависит от ваших представлений о том, как познает мир ваш малыш. По своим индивидуальным особенностям к восприятию дети разделяются психологами на «зрителей», «слушателей» и «деятелей». Очевидно, что разным детям нужны разные игры. В этом и заключается стратегия приобретения игр, которую можно графически изобразить в виде схемы. В последующих номерах журнала «Няня» мы продолжим обсуждение темы выбора игр и игрушек. Расскажем о маршрутных картах(c) приобретения игр, воспользовавшись которыми, вы сможете сформировать домашнюю игротеку с учетом ведущего способа познания мира ребенка и его индивидуально-психических особенностей
-
игры и игрушки для 2-3 лет 14 Июл 2009 Автор: Топтуша Совершенствуем умения На протяжении всего раннего возраста (от года до трех лет) ребенок знакомится, усваивает и совершенствует различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками, а также овладевает речью, что способствует развитию наглядно-образного и символического мышления на следующем возрастном этапе. На третьем году жизни малыш совершенствует освоенные действия с предметами, стремится проявить свою активность, постепенно усложняя игры. Ассортимент необходимых игрушек расширяется, поскольку с развитием ловкости и наглядно-действенного мышления крохе требуются более сложные игрушки. Признание достижений ребенка со стороны взрослого способствует тому, что малыш стремится к результатам в деятельности, что является своеобразным утверждением собственного Я. Такой важный, интенсивный возрастной период заканчивается кризисом трех лет, когда возрастает самостоятельность малыша и формируется целенаправленность в действиях. Для нормального и своевременного развития крохе необходимо обеспечить полноценную развивающую среду и возможность действия с различным игровым материалом. Рассмотрим основные виды игровой активности малыша двух лет и необходимые для этого игрушки. Порядок в игрушечном мире У многих детей к двум годам появляется способность и желание к установлению порядка в окружающем его мире, так называемый детский педантизм. Ребенок требует точного соблюдения всех церемоний, и ему не нравится, если что-то лежит не на своем месте. Дети с удовольствием раскладывают игрушки по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в действиях с различными предметами. У крохи появляется свое «игрушечное» хозяйство. Учитывая это, можно легко приучить ребенка соблюдать режим, а также помочь малышу организовать свои действия. Это время самое благоприятное для того, чтобысделать первый шаг в приучении к аккуратности – это останется с ним на всю жизнь, но если упустить это время, наверстать его будет достаточно сложно. К двум годам необходимо обеспечить ребенку его собственное пространство. Будь это игровой уголок или целая детская комната, ребенок должен понимать, как это пространство организовано. Каждая вещь должна иметь свое место и предназначение, в первую очередь это касается игрушек, ведь это собственность малыша. Организовать пространство помогут полки, стеллаж, коробки, корзинки и пр. Кубики и строительный конструктор должны располагаться на полу, так малышу будет удобней делать постройки. Для действий с некоторыми игрушками (вкладыши, волчки, картинки и др.) понадобится детский стол и стульчик. Для игры в кукол следует отвести игровой уголок с необходимой кукольной утварью (кроватка, посуда, одежда и пр.). Кроме того, важно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки игрушек в машинках и тех же построек из кубиков. Любимые игрушки малыша, которые обязательно появляются в этом возрасте, также должны располагаться в доступном месте, например, на нижних полочках стеллажа, чтобы малыш не прибегал к вашей помощи, когда захочет поиграть с ними. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого, бережного отношения. В таком продуманном пространстве малышу будет легче организовывать свои действия и поддерживать порядок. Стремление малыша действовать «так как надо», то есть, так как определил взрослый, поможет вам приучить ребенка к порядку в разных областях жизни и привить хорошие привычки. Помните, малышу важно знать, что он делает правильно – чувствовать самостоятельность и получать от вас похвалу за собственные действия. Рождение игры Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением, началом игры. Это еще не игра в полном смысле этого слова, то есть осознаваемая ребенком, творческая игровая деятельность. Но уже и не те предметно-практические действия с игрушками, которые доминировали на втором году жизни. Теперь малыш не просто пробует свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя жизненные события: покормить куклу, уложить ее спать, сварить кашу и пр. Такая игра называется процессуальной, потому как смысл ее не в сюжете, а в самом процессе действия. Малыш может долго повторять одно и то же действие, например, укладывать куклу спать. Одно действие может переходить в другое без логической связи: уложили куклу спать, потом сразу же кормим ее и опять пора укладывать спать и т.д. Малыш воспроизводит те же действия, что показал ему взрослый, не изобретая ничего нового, быстро отвлекаясь и бросая начатое дело. Но, несмотря на такую хаотичность и непоследовательность игровых действий, процессуальная игра важна, она предшествует настоящей творческой игре и необходима для ее развития. Игра не может возникнуть сама по себе, необходима помощь умеющих играть, родителей или старших детей, – тех, кто передаст малышу основы этого важного занятия. Поэтому от вашего непосредственного участия, от совместной игры с крохой зависит то, насколько полной, развитой и творческой будет его игра. Важно вместе с малышом пройти этот увлекательный путь от простых игровых действий (кормление куклы ложкой) до настоящей творческой игры, в которой ребенок может взять на себя роль мамы или дочки, врача или пациента. Для того чтобы организовать игру, понадобится небольшое количество реалистических игрушек: куклы, кукольная посуда, кроватка, стульчик, расческа и пр. Помните, игрушек не должно быть слишком много, поскольку это дезориентирует ребенка. Выберите самое необходимое. Подбираем игрушки для малыша: Достаточно, если у ребенка будет 2-3 разные куклы: Тряпичные (высота – до 30 см ); Пластиковые; Кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками); Маленькие «пупсики» в разных позах. Кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: Набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); Мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол); «Предметы гигиены» для кукол – расчески, щетки, мыло и пр.; «Продукты питания» – наборы овощей, фруктов. Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр. Важно помнить, что образные игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий малыша. С такими игрушками удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши. Образ игрушки должен быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка. Интерактивные игрушки (плачущие и писающие пупсы, интерактивные роботы-трансформеры и пр.) не позволяют начать игру, поскольку исключают игровые действия и фантазию ребенка! Первые сюжеты. Простые действия с предметами, которые уже стали доступными для малыша, можно включать в различные сюжеты, так малышу будет интереснее действовать с ними, кроме того, такие занятия полезны для развития воображения и речи. Вот несколько несложных сюжетов, которые можно использовать в игре: Пора кушать Накрыть стол, расставить приборы. Сварить суп или кашу, покормить куклу из ложечки (палочкой), из тарелочки (ладошки). Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой. Испечь пирожки. Порезать ножом (палочкой) колбасу. Налить сок, напоить кукол. Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Баюшки-баю Положить куклу в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку. Погладить, поцеловать ее. Побаюкать на руках. Надо, надо умываться Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона. Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце. Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку). Мы идем гулять Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке. Приходите в гости к нам Пригласить игрушки на праздничный обед. Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Разложить угощение на тарелки. Организуя игру, оставляйте пространство для свободной игры ребенка, позволяйте ему включать свое воображения, поддерживайте его игровые начинания. Любимая игрушка Малыши воспринимают кукол «всерьез», как живых. У многих детей в этом возрасте уже появляются любимые игрушки, с которыми они не расстаются: вместе спят, едят, гуляют, а также берут их в детский сад. Такими друзьями могут стать мягкие игрушки с ярким и привлекательным образом: плюшевые мишки, зайчики, собачки, с которыми удобно действовать малышу. Конечно, самому малышу еще трудно одушевить и наделить характером игрушку, выбрать любимую. В этом ему помогает близкий взрослый, который хорошо знает и чувствует малыша. Такая любимая игрушка-подружка может быть опорой в развитии внутреннего мира ребенка. Кукла приходит на помощь. Многим родителям приходилось сталкиваться с такими проявлениями в поведении двухлетнего малыша, как капризы, упрямство и истерики. Родителям кажется, что контакт с ребенком потерян, он уже не слышит и не хочет делать то, что просит от него взрослый. Но и такие сложные моменты можно решить с помощью игрушки. Куклу, действующую от лица взрослого, ребенок принимает как самостоятельное, отдельное существо. Это значит, что кукла может не только помочь взрослому организовать, начать игру, но и налаживает общение с ребенком. Выберите какой-нибудь яркий образ, через который вы будете общаться с ребенком. Для этой цели отлично подойдут куклы-бибабо – куклы[1], состоящие из твердой головы и приклеенного к ней тельца-костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Такие куклы умеют смеяться, плакать, кричать, обижаться, удивляться, принимая различные позы. Все, что испытывает ваш ребенок, может выразить такая кукла. Новый характер – новое общение. Такой отдельный, независимый персонаж может, например, уговорить ребенка убрать свои игрушки. Что еще нужно для игры Машинки для перевозки На третьем году жизни остаются актуальными так называемые задние каталки: те, которые малыш тянет за собой на веревочке. Только теперь малышу больше нравится перевозить в этих каталках-машинках различные игрушки: мишек, кукол и пр. Для этой цели отлично подойдут грузовички с открытым кузовом. Такие машинки должны быть устойчивыми и не должны легко переворачиваться, когда в них сидит «пассажир». Кузов по размеру должен подходить для кукол и мягких игрушек, в которые играет малыш. Помогите малышу организовать сюжет: кукла может съездить в гости, а мишка отправиться в путешествие. Кубики и первые конструкторы Если ваш малыш легко справляется с постройкой башни из 2–-3 кубиков, предложите ему построить более сложное сооружение. Разумно сразу приобрести большой конструктор с деталями различной формы (конусы, пирамиды, бруски и пр.), предоставив двухлетнему ребенку возможность действовать лишь с небольшим количеством деталей. Таким образом, вы покупаете конструктор «на вырост», ведь это игрушка еще долго будет интересовать малыша. Отлично подойдет деревянный конструктор, с окрашенными и не окрашенными деталями среднего размера (от 5 до 20 см). Из мелких деталей такого конструктора можно делать постройки на столе, а из крупных элементов – напольные конструкции. Обратите внимание, чтобы материал был хорошо обработан и не поранил малыша. Действия малыша еще не очень точны и уверены, а деревянный конструктор, детали которого не соединяются между собой, как раз позволяет развить координацию. Действия с ним требуют от ребенка четкого управления движениями, ведь постройку можно легко разрушить. Из деталей конструктора можно делать различные постройки: домик для куклы, различную мебель, горки для катания шариков, гаражи для машин различной величины, дорожки, мосты и т.д. Отдельные детали можно использовать как предметы-заместители, обозначающие в игре реальные предметы (утюг, расческу, машинку и т.д.). Помимо строительных наборов с несоединяющимися элементами, ребенку двух лет подойдет конструктор типа «Лего» с деталями размером 10–15 см. Такие детали удобно удерживать в руке и соединять между собой. Постройки из такого конструктора более устойчивы. Малыши до трех лет не придают большого значения собственным постройкам, поэтому не расстраивайтесь, если ребенок будет разрушать их. Таким образом он ощущает свои возможности и значимость как созидателя и творца. Стоит показать ребенку, как окружающее его пространство может преобразовываться: из стульев можно соорудить автомобиль, накрыв стол тканью, получим дом. Используйте предметы мебели (столы, стулья), ткани, предметы обихода, подручные средства. Конструирование – это своего рода экспериментирование, которое помогает развить творческие и умственные способности ребенка, его самостоятельность, целенаправленность, внимание и произвольность, через собственный опыт обогатить представление о свойствах предметов и пространства. Кроме всего, такие занятия полезны для совершенствования мелкой и крупной моторики. Первые книжки – книжки-картинки Детям очень нравятся картинки, они любят их рассматривать, внимательно слушая рассказы взрослого. Существуют специальные наборы и книжки с картинками, по которым взрослый сочиняет рассказ, вовлекая ребенка. Сначала малыш просто слушает, затем узнает и называет отдельные изображения. Важно, чтобы картинки не были переполнены лишними деталями. Лучше одно изображение на развороте, так малышу будет легче сфокусировать свое внимание. В отношении подбора картинок важно следующее: Картинки должны быть четкими и ясными, выполнены на хорошем художественном уровне со знакомыми ребенку предметами или животными. Следует использовать как сюжетные картинки (изображено какое-либо действие, сюжет), так и предметные – изображение различных предметов. Используйте наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (птичка на дереве, под деревом и над деревом). Это необходимо для того, чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги. Интерес детей к картинкам можно использовать для организации различных игр. Рассмотрим некоторые игры: Найди нужный предмет Понадобится несколько (3–5) картинок, на которых четко и ясно изображены знакомые малышу вещи и соответствующие предметы – игрушки или предметы одежды. Малышу важно почувствовать связь между реальным предметом и предметом, изображенным на картинке. Например, чашка, собачка, кукла, шапочка, варежка и пр. Положите картинки перед ребенком и скажите: «Смотри, вот у нас картинки, а вот настоящие вещи. Давай положим на картинки то, что на них нарисовано. Как ты думаешь, что нужно положить на эту картинку? А куда мы поставим вот эту чашечку?» Конечно, поначалу ребенку будет сложно выполнить это задание самостоятельно – покажите ему, как это делается. Разложив предметы «по местам», их можно снова «перепутать» и ребенку придется снова наводить порядок. Найди половинку Для этой игры можно использовать два набора красочных откры ток, один из которых предварительно нужно разрезать пополам. Эта игра ориентирует малыша на установление логической связи и цветового единства, что позволяет из двух частей составить одно целое. Покажите малышу половинку и попросите найти под ходящую к ней из 3–4 (не более!) половинок от разных открыток. Предварительно нужно положить перед малышом ту целую открытку, половинку к которой он должен найти. Если это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать, когда получится понятное, законченное изображение. Кроме таких заданий, с картинками можно разыгрывать интересные и не сложные сюжеты, используя изображения различных персонажей. Мяч помогает общаться Часто взрослыми мяч воспринимается только как средство для упражнения и развития физических качеств, таких, как ловкость, меткость, сила. Существует целое множество упражнений с мячом, способствующих физическому развитию малыша. Однако игры с этой простой игрушкой также помогают развитию общения и способности принимать и отдавать, выпуская и удерживая мячик. В игрушечном арсенале малыша должно быть несколько мячей разного размера, изготовленных из разного материала: воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи и мячи от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток. Для игр с мячами необходимо отвести специальное место, где ребенок мог бы свободно передвигаться, не натыкаясь на углы и не цепляясь ногой за коврик[2]. Коробки форм и вкладыши Для ребенка двух лет остаются актуальными так называемые автодидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, коробки форм, матрешки). Однако с развитием мышления и речи (зарождается наглядно-образное мышление – способность совершать некоторые действия в уме) ребенку становятся доступны более сложные задания. Малыш способен собрать пирамидку из большего числа колечек. Теперь для игры подходят вкладыши с изображениями различных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко. Ребенку будут интересны такие вкладыши, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории. Динамические игрушки Яркая познавательная активность к окружающим предметам и миру в целом характеризует ребенка третьего года жизни. Действуя с предметами, экспериментируя с ними, малыш познает мир. Задача взрослого – разнообразить предметный мир, окружающий ребенка, а также поддерживать и развивать страсть к познанию у малыша. Динамические игрушки передают определенное движение, которое порождает ребенок собственным усилием (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). Динамические игрушки можно разделить на виды: игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик); крутящиеся (юла, волчок, мобили др.); качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка); катящиеся (дорожка для катания шариков – кегельбан, мячи); лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат); шагающие игрушки (шагающие куклы). Стоит отметить, что заводные, электронные и прочие игрушки, передающие движение, не являются динамическими (например, тявкающая и движущаяся собачка, прыгающая лягушка и др.). Ребенок не может постичь принципа, рождающего движение.Такие игрушки исключают активность действий самого ребенка – от него не зависит, как именно будет лаять собачка или двигаться робот! Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Используйте свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Игры с водой, песком, создание мыльных пузырей и многое другое внесут в жизнь малыша радость открытия и познания. Важным достижением ребенка раннего возраста является представление о себе и своих возможностях. Ребенок обретает свое Я, ощущает свою значимость, самостоятельность и степень влияния на окружающий мир. Важно, чтобы взрослый признал те достижения, с которыми ребенок вступает в дошкольное детство.
-
у девочек вообще всё лучше и проще. хоть нам понятно как играть, куклы, кухня и тд а нам что делать???
-
Говорят, что ролевые обычно после трех, но у моей уже начинается. Очень любит готовить в детской кужне, а потом нас с папой кормить. Каждый раз, что-то новое едим.
-
мы вообще не лепим. рисуем только на асфальте. в машины играем, книг много читаем полезных. вот ролевые рано ещё начинать и в какие играть? в пожарных что ли?
-
Пластилин любим. Книги разные читаем - доктора Айболита любим.