Не хочу учиться, хочу играть!
Ирина Лукьянова (Май-Июнь, 2008)
Учителя жалуются, что дети неуправляемы и не умеют себя вести, при этом таких детей становится все больше, а учить их все сложнее. Тем более что учиться они не хотят. И родителей не слушаются. И ничем их не проймешь, даже обещанием «Дворником будешь». Откуда они такие взялись?
Одни настаивают на тотальной детской разбалованности и педагогической запущенности, другим легче объяснить происходящее появлением нового поколения детей: ведь человечество изменяется в ответ на определенные условия жизни, вот вам и новый вид. Истина же находится где-то посередине. В самом деле условия жизни поменялись, это внесло измеенния в отношения родителей, детей и учителей. Но педагогические ошибки родителей тоже играют в появлении «новых детей» не последнюю роль.
Проект «Ребенок»
Из ХХ века российская семья вынесла сосредоточенность на ребенке. «Наши дети будут жить лучше нас, самим не досталось – так хоть они поживут». На ребенка родители возлагают все надежды. Забота о том, чтобы он был сыт, одет и воспитан, с успехом заменяет смысл и цель жизни.
Ребенка с пеленок стараются подготовить к профессиональной карьере. Понять, к чему он способен, пока невозможно – значит , надо набирать впрок всего и учить всему сразу: что-нибудь да пригодится. «Отсюда два новых родительских запроса к психологам, - говорит профессор Московского городского психолого-педагогического университета Наталья Авдеева. – Первый – сформировать ребенка по заданному ими образцу, чтобы он обладал «нужными» качествами. Второй – выявить склонности, чтобы знать, на какой вид деятельности нацеливать ребенка. А это приводит к ранней его специализации в ущерб развитию общих способностей и личности».
В условиях социальной и экономической нестабильности, под гнетом страха «не справиться» с жизнью появился новый социальный страх – неуспешность детей. Как отмечает Наталья Авдеева, родители боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющихся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником. И начинается гонка за успешностью.
Неделя сегодняшнего дошкольника должна быть под завязку заполнена занятиями: изостудия, бассейн, конный спорт, танцы, конструирование. Лучший сад – это тот, который хорошо готовит к престижной школе. «Мне рассказывала воспитательница детского сада, что ей очень жалко детей, они так хорошо играют друг с другом – но у них нет времени на это: с утра три занятия по программе, затем обед, сон, полдник, а потом уже их родители разбирают», – говорит психолог Анна Морозова.
Но на этом день ребенка не заканчивается. Ему снова предстоят занятия: чтение, счет, прописи. Ребенку нужно играть. Но мама не может катать с ним машинки или играть в «дочки-матери» – она знает, что через месяц собеседование в школе. Она наказывает, обещает конфеты, наконец идет к психологу – ребенок ничего не хочет, ленится. Внушите ему желание учиться! А ребенку пять лет. Ему это еще по возрасту не положено.
Не хочешь – заставим
– Почему ты можешь смотреть телевизор, а мне нельзя, почему я должен работать? – возмущается ребенок.
Но за него уже все решили, определили участок работ. Постепенно зреет бунт: не нужна мне эта ваша школа, буду заниматься только тем, что мне нравится! «Должен» и «обязан» для ребенка – пустой звук. Карьеры бомжа и дворника, которой теперь принято пугать, он тоже не боится.
А родители боятся. И потому действуют по принципу «не можешь – научим, не хочешь – заставим». Им начинает казаться, что их главная родительская задача – заставить детей учиться. Но у них не только нет ясных представлений, чему и зачем учить детей, но и способов воздействия на ребенка, кроме малоэффективных уговоров, крика, наказаний и подкупа. Родители часто спрашивают психологов: «Как его наказать, чтобы он понял», «Как ему втолковать , что такое ”надо”». И еще, как замечает Наталья Авдеева, родители могут рассказать о своем ребенке мало хорошего, зато о проблемах и недостатках могут говорить часами. Ребенок перестает быть радостью – он становится проблемой, которую постоянно надо решать.
По порядку
Многих родительских жалоб и ошибок можно избежать, если просто знать и учитывать азы возрастной психологии. «Полноценное психическое развитие на каждом последующем этапе детства возможно лишь тогда, когда предыдущий возрастной период прожит полноценно», – говорит Анна Морозова.
Если родители хотят, чтобы их дети хорошо учились в школе, у них не было проблем вроде»ему ничего не интересно», «не заставишь что-то делать», они должны заботиться не о скорости чтения пятилетнего ребенка, а о том, например, насколько зрелая у него игра (об этом мамы вообще не спрашивают, а ведь для подготовки к школе именно это важно».
До года ребенок развивается эмоционально. Его главная задача – учиться общаться, реагировать на людей, воспринимать речь, интонации, звуки. Задача взрослого – разговаривать с малышом, петь ему, носить на руках, играть с ним. Исследования уровня развития речи и интеллекта у детей показывают прямую их связь с количеством времени, которое родители проводили в доброжелательном общении и в разговорах с детьми.
С года до трех ребенок познает мир и его свойства: изучает все, что можно потрогать, понюхать, взять в рот. Дело взрослого – дать ему как можно больше разнообразного материала для исследования. Делать что-то вместе: читать, лепить, разбирать мелкие вещи, рассматривать картинки. Чем меньше запретов и чем больше положительных предложений («Давай обойдем лужу по краешку» вместо «Не лезь, нельзя!») – тем лучший задел на будущее создают ребенку родители.
С трех лет просыпается личность. Ребенок осознает себя от дельным человеком и учится жить среди людей. Самое важное сейчас – игра с правилами и ролевая игра (в «дочки-матери», в «магазин», в «доктора»). Нужно показывать ему, как разнообразны занятия людей: почта, вокзал, аэропорт, больница, школа, строительство, выращивание растений. Читайте вслух и обсуждайте прочитанное, не отказывайтесь поиграть с ним. Отвечать на вопросы надо по существу, а не отделываться отговорками. Если не знаете, почему летает самолет – посмотрите вместе в энциклопедии, а не отвечайте «потому что потому» или «хочется ему так».
C 7 до 11 лет – время интеллектуального развития, познания мира во всей его сложности. У ребенка появляется желание разбираться в том, как все устроено, он набирает интеллектуальный капитал на всю жизнь. В идеале учиться ребенок должен в школе, домашнюю работу делать самостоятельно и не дольше часа, а задача родителя – помочь ему правильно организовать процесс и иногда объяснять непонятное. А все остальное – это нормальное течение жизни: читать, много разговаривать, ходить в музеи, делать что-то вместе. У ребенка уже проявляются склонности и способности, поэтому важно подобрать ему внешкольное занятие по душе – это не только помогает ему самоутверждаться, но и намечает сферу будущих интересов.
А вот с 12-13 лет ценность учебы для ребенка снова падает, что родители ощущают как катастрофу: ему лишь бы с друзьями гулять! На самом деле приходит время социализации: ребенок вписывается в общество. Подростковый возраст – серьезный тест для родительских ценностей, которые они пытаются внушить детям.
– Если родители сами не развиваются, не читают, не творят, не думают – для ребенка все их декларации о том, как надо жить, будут пусты, как скорлупка, – говорит психолог Анна Морозова. – Можно сколько угодно твердить ему о важности образования, о долге и трудолюбии, но ничего, кроме протеста, это у него не вызовет. Единственный продуктивный путь – заниматься собственной жизнью, ее собственным содержанием, не зацикливаться на ребенке. Тогда он сам впитает родительские ценности, и как бы мир ни давил – он быстро разберется сам.
Самая главная задача в этот период – не потерять эмоциональный контакт с ребенком, сохранить с ним доверительные отношения. И если все сделано правильно, то уже годам к пятнадцати ему снова захочется учиться. Подросшее чадо уже способно само осознавать ценность учебы – ту самую, которую пытаются внушать нынешним трехлеткам.