20 July 2009, 08:42:30

Повседневное развитие ребенка с помощью кинестетического канала.

По воздействию очень похоже на беби-йогу, что не удивительно - ведь массаж и беби-йога напарники:

Слушаем и смотрим всем телом.

Первый свой тактильный опыт ребенок получил у мамы в животике. Он воспринимал там информацию всем телом, задевал ручками, ножками и спинкой стенки своего домика. Касался, глотал околоплодные воды и пр. Телесный опыт у новорожденного самый богатый, гораздо богаче слухового и зрительного, а значит, ему легче всего воспринимать информацию всем телом, и мы можем этим воспользоваться, обучая и развивая малыша. Но как нам это поможет, если мы хотим развивать речь ребенка или дать ему энциклопедические знания, скажете вы? Как прочитать ребенку сказку или спеть песенку так, чтобы он воспринимал это всем телом? Задача только на первый взгляд кажется сложной. Но если немного пофантазировать и воспользоваться народной традицией (как всегда очень мудрой), нет ничего сложного.

Прикосновения вообще очень важны для малышей. И не только для занятий. Тактильная терапия (прикосновения, массаж и т. п.) помогает при коликах, расстройствах сна и повышенной возбудимости малышей, снимает стрессовые состояния: в моче новорожденных, получавших сеансы массажа, ниже содержание кортизола — гормона стресса — который в определенной концентрации способен уничтожать клетки, крайне важные для иммунной защиты. Находиться в контакте с матерью, и вообще родителями, для ребенка это вопрос эмоциональной безопасности, сенсорной стимуляции и раннего развития. Исследования покозали, что 15 минут массажа в день могут помочь детям, страдающим диабетом сохранять уровень глюкозы на нормальном уровне, а детям, страдающим астмой, улучшать работу легких.

Разговариваем и делаем массаж
Обязательно начните делать ребенку ежедневный массаж. Хотя бы несколько минут гладьте спинку, ножки, ручки, животик. Наиболее чувствительны у новорожденных ступни, ладони, лицо.

Прикосновения или родительский массаж не требуют специального обучения. Ведь массировать или гладить ребёнка очень просто, главное – желание установить контакт. Обязательно разговаривайте при этом с ребенком и рассказывайте ему стихи, связанные с той частью тела, которую поглаживаете.

* Массаж спины
Идет Бай по спине,
Несет лапти на спине,
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

* Массаж лица
Вот глаза у нас какие – голубые-голубые,
Носик пуговкой у нас,
Бровки – ниточки у глаз,
Ушки маленькие, губки аленькие,
Лобик, щечки, шейка, рот
И наш пухленький живот.

* Массаж груди / разведение рук
Ри-та-та, ри-та-та,
Рыба лучше, чем вода.
Рыба по суху не ходит,
Рыбе водушка нужна.

* Массаж живота
На реке – камыши.
Расплескались там ерши.
Круг – постарше,
Круг – помладше,
Круг – совсем малыши!

* Массаж ножек
Три-та-та, три-та-та,
Три катушки, три кота.
Три-та-ты, три-та-ты,
Где катушки, где коты?

* Постукивание по подошвам
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли в пяточки.
Ток, тук, ток, тук,
Молоток – хороший друг!

* Постукивание по подошвам
Куй, куй, ковалек!
Подай сапожок,
На маленьку ножку,
Золоту подковку.
Подай молоток,
Подковать сапожок!

* Зарядка для ножек (притопывайте ножками ребенка по поверхности, на которой он лежит)
Большие ноги шагали по дороге,
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ. (медленно)
А маленькие ножки бежали по дорожке,
Топ-топ, топ-топ. (быстро)

* После купания погладьте малыша вдоль всего тела, как бы снимая остатки воды, сверху вниз, приговаривая:
Как с гуся вода,
Как с лебедя вода,
Так с (имя ребенка) вся худоба.

Двигаемся и разговариваем
Сочетая свою речь с движением, гимнастикой малыша, вы опять же совмещаете восприятие аудиальное (ребенок слушает), визуальное (видит вас и ваши движения) и двигается сам (кинестетическое восприятие). В такой ситуации развитие ребенкам происходит наиболее эффективно.

* Поднимайте малыша вверх за ручки, приговаривая:
Ой, какие мы большие,
Не малюсенькие!
Вот такие, вот такие,
Вот таку-у-усенькие!

Тяги-тяги-потягушечки,
На детинку подрастушечки.
Подрастай-ка, малышок,
Как пшеничный колосок!
(Подрастай-ка, девочка,
Как ивовая веточка!)

Мы растем, растем, растем,
Эх, стараемся!
Завтра встанем и пойдем,
Улыбаемся?

* Потягушки
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ручки – хватанюшки,
В ножки – топотунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!

* Динамика (качаем за ручки, за ножки)
Ай, качи, качи, качи.
Глянь, баранки, калачи,
Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару, из печи!
Прилетели вдруг грачи,
Расхватали калачи.
Нам оставили бараночки,
Нам оставили бараночки.

Ай, лели, лели,
Висят в саду качели.
Пока детишки спят
Качает кот котят.

* Скачем на коленях
Ехали, ехали,
Ехали с орехами.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким бугрочкам.
В ямку, в ямку, в ямку, в ямку,
В ямку, в ямку, в ямку
Бух!
Раздавили сорок мух!
(В ямку – бух, а там – петух!)

* Скачем на коленях
Ехал пан, ехал пан
Шагом, шагом, шагом, шагом.
Ехал пан, ехал пан
Рысью, рысью, рысью, рысью.

* Зарядка для рук (руки в стороны, вместе, выбрасываем вперед поочередно)
Тяни холсты,
Потягивай,
В коробушку
Подкладывай,
На рубашечку,
На столешничек.
Это – тятькин холст,
Это – мамкин холст,
Это – братьев холст,
Это – сестрин холст,
А этот холст –
С мышиный хвост
Для …,
Для лапушечки.

* Зарядка для рук (ручки вверх, вниз, в стороны, обнимаемся)
Как на Ксюшины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины!
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Я люблю вас всех,
А вот … больше всех!

* Поднимать в положение сидя за ручки
Аню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу.
Щучки в кучки,
Плотички в полички,
Один ершок
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Ребятишек накормлю.
Кушайте детки,
Не гухкайте.

Поем и качаем
Мишель Оден в своей книге «Возрожденные роды» написал: «Новорожденные нуждаются в том, чтобы их носили, качали мамины руки. Укачивание ребенка стали недооценивать во второй половине этого столетия; педиатры, занятые бактериями и калориями, мало думали о вестибулярной функции, которая регулирует баланс и моторную координацию и которой необходима стимуляция – в нашем случае укачивание – для развития». Сочетая укачивание с песнями (колыбельными), стихами, вы одариваете ребенка ритмической речью, которую он чувствует всем телом.

Пойте малышу колыбельные, при этом ритмично укачивая его и слегка, нежно постукивая ладонью по спинке (попке):

* Как у серого кота
Была мачеха лиха,
Она била кота
Поперек живота,
Била-била, колотила,
Приговаривала:
«Ах ты серенький коток,
Что ты ходишь без порток,
Ты иди-ка во лесок,
Да найди там поясок,
Пирвяжи-ка к люлечке,
Да качай …,
А я серому коту за работу заплачу,
Дам я крынку молока,
Да кусочек пирожка.

* Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок.
Нарядился,
Воротился,
Стал он люлечку качать:
-Баю-бай,
-Баю-бай,
-Ляг, …, скоренько,
-Встань, …, с зоренькой.

* Висит колыбель
На высоком на крюку.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крюки золотые.
Мамушки, нянюшки,
Качайте дитя!
Сенны красны девки,
Прилюлюкивайте!
- Вырасту большая,
Буду в золоте ходить,
Парчову шубу носить,
Мамушкам, нянюшкам
Обносочки дарить.
Ой, ляльки-ляльки-ляльки,
В изголовье крендельки,
В ручках яблочки,
В ножках прянички,
По бокам конфеточки,
Винограду веточки.

* Баю-бай, баю-бай,
Ты собачка не лай,
Петушок не кричи,
И коровка не мычи,
Моя детка хочет спать,
Стала глазки закрывать.

* Баю-баю-баю,
Живет мужик на краю,
Его семеро ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят,
Кашка маслена,
Ложка крашена.

* Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Потерял мужик дуду,
Шарил-шарил,
Не нашел,
Взял заплакал,
Да ушел.

* Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Да у хвати за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.

* На улице дождик
С ведра поливает,
С ведра поливает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Еще привечает:
«Ты моя сестрица,
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее,
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж,
Отдадут тя замуж,
На чужу сторонку»

Читаем и прикасаемся
С прикосновениями можно сочетать чтение или рассказывание какого-нибудь стихотворения или сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба». Например, при словах «катится колобок…» покатать что-нибудь по спинке ребенка, или тянуть малыша вверх, когда «репку тянем-потянем…», постучать чем-то легонько по ладошке, когда произносите слова «Дед бил-бил, не разбил…» и т.д.

Детские стишки, например А. Барто, очень хорошо подходят для того, чтобы двигаться, показывать, прикасаться (гладьте лошадку, вздыхайте и раскачивайтесь за бычка, топайте за мишку, кивайте за слоника и т.д.). Уж поверьте такое чтение не забудется и очень понравится малышу:

* Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду.

* Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет,
Шишка отлетела, Мишке прямо в лоб.
Мишка рассердился и ногою: топ.

* Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.

* Спать пора, уснул бычок,
Лег в коробку на бочок,
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать,
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Изображаем то, что рассказываем
Есть тесная связь между способностью к подражанию в речевой сфере и в двигательной (моторной). Именно поэтому нужно развивать в ребенке способность воспроизведения вслед за взрослыми поз и движений в играх и потешках. К тому же такое стихотворение, словесно-жестовое очень хорошо запоминается и проживается ребенком. В каждой семье вырабатывается набор ситуаций, которые «представляются» ребенком по просьбе взрослого. Малыши изображают, как зайчик прыгает, как коровка мычит, как мама песенки поет и т. д., не говоря уже про традиционные «ладушки», «до свидания» и прочее. Все это необходимая предпосылка для успешного развития у ребенка навыков общения.

* У оленя дом большой, (делаем рукам крышу над головой)
Он глядит в свое окно. (изображаем руками окно, одна рука над головой, другая под подбородком)
Мимо заинька бежит. (имитируем руками бегущего)
«Тук-тук» – «Дверь открой, (стучим по ладошке кулаком)
Там в лесу охотник злой». (показываем за спину)
«Ну скорее, забегай, (раскрываем объятья)
Лапки мне давай». (берем ребенка за руки и обнимаем)

* Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так-этак, попляши
Вот так-этак, попляши.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так-так, топни ножкой,
Вот так-этак, топни ножкой.
Заинька, хлопни в ладоши,
Серенький, хлопни в ладоши.
Вот так-так, хлопни в ладоши,
Вот так-этак, хлопни в ладоши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-так, поклонись,
Вот так-этак, поклонись. (показываем заячьи ушки, пляшем, топаем ножкой, хлопаем в ладоши, кланяемся)

* Есть у нас капуста,
Вот она капуста,
Мы капусту режем-режем,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту мнем-мнем. (изображаем руками кочан капусты, режем одной рукой по другой, трем рука об руку, мнем воображаемую капусту)

* «Я на скрипочке играю:
Тили-ти-тили-тили.
Пляшут зайки на лужайке:
Тили-тили-тили-тили.
А потом на барабане:
Бам-бам-бам-бам.
В страхе зайки
Разбежались по кустам. (изображаем игру на скрипке, пляшущего зайчика, барабаним по воображаемому барабану, закрываем в испуге лицо руками)

* Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер дует тише-тише,
Деревцо все выше, выше. (машем руками к себе, изображая ветер, поднимаем руки вверх, качаем ими из стороны в сторону)

* Воробей живет на крыше,
В теплой норке домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом. (машем крылышками-руками, делаем из рук над головой крышу, показываем мизинчиком мышиный хвостик, изображаем сидящую лягушку – вытянутые руки между согнутыми и разведенными в стороны ногами, пруд – круг из сомкнутых рук, клювик цыпленка изображаем рукой, обнимаем ребенка – прячем в домик).

Комментарии 0