В сегодняшней Германии все детские учреждения работают в системе воспитания детей, которая включает в себя богатый опыт немецкой культуры и педагогики, исключая авторитарные и подавляющие индивидуальность ребенка, методы воспитания. Основам демократии дети учатся уже в детском саду. В каждом детском саду есть определённые правила и традиции. Например, в какой-то определенный день недели, дети и взрослые собираются вместе, обсуждают свои проблемы и трудности, вместе принимают решения и следят за их выполнением. Темой обсуждения может быть проблема уборки игровой комнаты или плохое поведение, или реакция воспитателя на игру детей – главное в этих собраниях то, что каждый может высказать свое мнение открыто, получить дружеский совет и поддержку.
Игры для детей организуют воспитатели и их добровольные помощницы – старшеклассницы, которые мечтают в будущем связать свою жизнь с воспитанием детей. Играм уделяется очень большое внимание. В них моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение. В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы "Лего", машины - дети строят замки, железную дорогу и пр. Еще одна отдельная комната - кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования. Если ребенку надоели общие игры и развлечения, он может спокойно заняться своим делом. Или просто выбрать игрушку и посидеть тихонечко в своем уголке. Игрушек в детских садах очень много, сломанные просто выбрасываются. А родители повзрослевших воспитанников часто приносят в детский сад надоевшие домашние игрушки.
В чем главное отличие детского сада в Германии от российского? – спросила я 6-летнюю Юлю. «В немецком детском саду я могу делать то, что хочу я!», ответила девочка. И это действительно так. В каждом детском саду есть несколько помещений: кухня-столовая, где дети едят свои, принесённые из дома завтраки. А если съел всё своё, а есть ещё хочется, то всегда найдутся фрукты, "мюсли" и молоко. За горячее питание, которое организуют для детей, остающихся на полный день, доплачивают родители отдельно. Если семья сама не в состоянии вносить плату за детский сад, например – семья безработных, оплату берет на себя орган социальной защиты семьи.
Есть в садике и комната для отдыха. В этой комнате почти нет мебели, просто на полу лежат много матрасов и подушек, здесь дети по желанию отдыхают или играют в спокойные игры. Здесь целый день звучит музыка. В этой комнате читают книги, отдыхая от шумных развлечений и прогулок. Имеется специальная комната-спортзал для активных игр, там стоят детские тренажеры, снаряды, мячи. Конечно, при каждом детском саду есть большой и обустроенный двор. На прогулке детям выдают велосипеды, машины для катания, в каждом дворе устроены песочницы, летом – маленькие бассейны. Дети постарше имеют право сами выходить во двор, малыши – только под присмотром воспитателей. У детей там - абсолютная свобода. Если погода плохая, дети катаются на велосипедах и машинках прямо в коридорах детского сада. На груди каждого – бейджик с именем. Дети учатся быть вежливыми «на дорогах», уступать друг другу. Нарушителей строго наказывают маленькие регулировщики движения.
Воспитатель не столько занимается с детьми, сколько соучаствует в их играх и занятиях. Главное, опять же, не навязать и заставить, а понять – чего хочет ребенок, заинтересовать, увлечь и быть умным и добрым участником детских придумок и игр. И нужно уметь завоевать доверие ребенка, оставаясь рядом – не мешать ему чувствовать себя главным в этом процессе, и вообще, сделать посещение детского сада желанным и радостным событием для каждого малыша. Чтобы утро начиналось не со слезного прощания с мамой, а с радости начала нового дня в кругу своих друзей – маленьких и взрослых. Чем меньше больничных, тем легче маме удержаться на своем рабочем месте!
Кстати о пропусках в посещении детского сада. Причин не так уж и много, температура или простуда не являются основаниями для отсутствия ребенка в саду. Здесь на температуру до 38 градусов никто просто не обратит внимание. Меня не перестает удивлять и то, как спокойно относятся в детских садах к невымытым рукам, но зато, после каждого приема пищи – обязательно почистят зубы! В детских садах Германии очень распространен педикулез(!) это никого не пугает, кроме наших российских мам, внешний вид ребенка тоже не является чем-то важным. Главное, чтобы было удобно, чисто, функционально. В шкафчиках целый гардероб: фартучки для рисования, одежда для похода в лес, для игры в песочнице и резиновые сапоги – чтобы ходить по лужам. Мой маленький «эксперт» Юля сказала маме, после первого визита в немецкий садик, что она больше туда не пойдет. «Там все говорят не по-русски и совсем нет девочек!» В своем российском садике, Юля и ее подружки носили нарядные платья и огромные банты.
Девочки в немецком садике, чисто внешне, от мальчиков мало, чем отличаются. Все те же брюки, футболки, кроссовки. Удобно и практично – главное. Но это не значит, что у детей нет возможности принарядиться - в феврале во всей Германии проходит карнавал - это что-то вроде нашей Масленицы. Воспитатели вместе с детьми готовят костюмы, детям читают сказки, и они сами инсценируют маленькие спектакли. Причем никто не заставляет детей учить роли и действовать по сценарию – главное получить роль и «остаться в теме», импровизация и живое участие – главное. Что такое праздник? Творчество!
Очень популярны на праздниках гримерные работы. Дети с удовольствием подставляют лица для раскрашивания. Это увлечение немецких детишек поддерживается и используется, как один из видов развлечений, на городских праздниках. В парках устанавливаются гримерные, дети терпеливо стоят в очереди к художнику, выбирают в красочных альбомах свой образ и... разгуливать потом по городу: смешные котята, загадочные феи, страшные монстры и веселые клоуны.
И еще немного о праздниках для детей: главная забава во всех детских парках – надувные батуты и горки для лазанья – все бесплатно. В разных местах парка устанавливаются мастерские: гончарные, художественные, швейные, цветочные, по плетению корзин – отдых и творчество одновременно! С праздников дети уносят домой собственные поделки, призы и сладости. Все это, повторюсь, совершенно бесплатно. Организацией этого процесса занимаются многочисленные общественные организации, которые финансируются частично городскими учреждениями, частично членами этих обществ.
А рождественскими вечерами малыши вместе с мамой готовят подарки своим близким. И обязательно своими руками! В серьезных офисах над столами ответственных работников, висят милые, наивные детские рисунки. Рождественское песочное печенье с глазурью Platzchen, малыши пекут и украшают тоже вместе с мамой и приносят потом в детский сад, или дарят своим бабушкам и дедушкам, на совместных семейных празднованиях Рождества. Немецкие малыши, как мне кажется, непрерывно что-то мастерят: на праздниках, в детских садах, в своей комнате. Очень популярны, поэтому, многочисленные и разнообразные выставки детских работ, с вручением призов и подарков.
А воспитательницы постоянно совершенствуют свои креативные способности, посещая всевозможные курсы, а потом, внедряют все новое и интересное в работе с детьми. В детских садах очень популярны детские базары. Там родители могут принести и продать за символическую сумму старые вещи своих детей, а сами дети продают свои поделки, а потом, на выручку, устраивается торжественное чаепитие, где родители могут спеть, потанцевать и поиграть со своими детьми и при участии всего коллектива воспитателей. «Счастлив мира обитатель только личностью своей».
Визитная карточка любой воспитательницы, а позже, учительницы в школе – улыбка. Если Вы спросите о том, – как дела у Вашего ребенка в садике, то ответ, как правило, будет один – хорошо! Все проблемы, которые возникают внутри детского коллектива, призваны решать воспитательницы, профессионалы и потому - незачем загружать родителей! Родительские собрания в садиках, конечно, проходят, но только тогда, когда надо спланировать совместное проведение праздника, поездки, украсить зал для выступлений. И не более того. Никаких замечаний публично, никаких демонстраций типа: «Дети, все посмотрите на Колю, так делать нельзя»! Только улыбка и дружеский совет. Не понимаешь? Оставайся один и подумай, захочешь играть вместе со всеми – милости просим! В этом году Юлька попрощалась с детским садом и отправилась в школу. Она уже бегло читает по-русски и знает счет до ста (бабушка Юли в прошлом - учительница русского языка, и это целиком ее заслуга). Немецкий язык и математику Юлька будет изучать в школе. Дошкольная подготовка в детском саду в Германии предусматривает: развитие логического мышления (все дети перед школой проходят веселые тесты на логику, образность мышления и умение правильно выражать свою мысль), навыки в рисовании и прикладном творчестве, общее физическое развитие, начальное музыкальное образование.
Грамоте и письму немецкие дети в садиках не учатся. Не мне судить – хорошо это или плохо. Немецкая система образования, на мой взгляд, сильно отличается от Российской. Наверное, такой подход к воспитанию детей отвечает одной из главных задач дошкольного воспитания – создать территорию счастливого и безоблачного детства. Может быть еще и поэтому, взрослые немцы так часто улыбаются, умеют радоваться, как дети и очень открыты для общения и сотворчества. Пусть не всегда универсально их мышление и не развита смекалка («меня этому не учили – я этого знать не должен!») , но это люди, всегда готовые учиться новому, готовые честно и кропотливо работать. Немецкое общество, - это общество, где растят не только узких специалистов, но, главным образом, профессионалов. Скучно? Может быть. Порядок – это не всегда весело. Но привычка к порядку и системе, это именно то, что помогает немецкому обществу оставаться более или менее стабильным и благополучным.
Моя немецкая подруга, преподаватель с большим стажем, сказала мне, когда я спросила ее мнение об основных принципах воспитания детей в Германии, - Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность. К сожалению, воспитатели часто забывают об этом, заботясь в основном о собственном удобстве! А воспитать личность – значит подарить человеку целый мир, мир его собственного я! И процитировала своего любимого Гете,- «Счастлив мира обитатель только личностью своей».
Так хочется, чтобы дети и в Германии, и в России были именно личностями. Со своей яркой индивидуальностью и богатством души, вмещающей богатство своего народа. Как хочется, чтобы были они счастливыми обитателями будущего мира!
nansysan.narod.ru