28 December 2011, 17:50:51

Зачем нужна Курочка Ряба?

Вы никогда не задумывались о том, зачем нужна сказка про Курочку Рябу? Почему она так бережно сохраняется и рассказывается из поколения в поколение? И не только сохраняется,но и является самой первой сказкой, которую мы рассказываем нашим детям?

Существуют два объяснения. Первое сакрально-мистическое. Я на нем детально останавливаться не буду, тем более, что теорий о том, какой именно сакральный смысл вкладывается в "Курочку Рябу", существует несколько. Но для любопытствующих, вкратце так: Это послания от предков к потомкам, содержащее в себе информацию о том, что существует цикл перерождений, власть над которыми принадлежит богине жизни Макоши. Подробности знает гугль и академик Тюняев.
Второе объяснение дает наука педагогика,вот на нем мы и остановимся подробнее. В сказке "Курочка Ряба" всего десять предложений. И рассказывается она с выражением за 40 секунд. Я проверяла. Но при этой рекордной краткости "Курочка Ряба" имеет и героев, и завязку, и развитие сюжета, и кульминацию, и традиционный финал " все будет хорошо". То есть самая настоящая сказка, со всеми необходимыми составляющими, только коротенькая. Как раз такая, чтобы самый маленький, самый неусидчивый и самый рассеянный ребенок мог дослушать до конца. 40 секунд. Для первого знакомства с понятием сказки - именно то,что надо. Ребенок не знает, что такое сказка.Он вообще не догадывается,что человеческая речь может служить не только для прямого общения с ним. В этом смысле "Курочка Ряба" будет для него самым настоящим, потрясающим открытием. Оказывается, мама может не только ласково ворковать "Ах ты мой маленький, мой любимый, сейчас гулять пойдем", а может говорить, рассказывать что -то совершенно с ним не связанное. В первые несколько раз, когда вы будет рассказывать ребенку сказку, сам факт этот будет настолько поразительным для малыша, что он будет удивленно смотреть на ваши губы, не отрываясь. И пускай смотрит! Пускай подсознательно запоминает артикуляцию, это просто прекрасно! На сюжет, то есть на то, ЧТО вы рассказываете, ребенок обратит внимание позже. Вам важно не пропустить этот момент, и именно тогда надо ввести в сказку нечто новое для него. Например, звукоподражание: "А мышка бежала - пи-пи-пи - хвостиком махнула..." Как не пропустить? Очень просто. Когда ребенок перестанет сосредоточенно и серьезно смотреть на ваши губы во время рассказа, когда на его личике появится улыбка узнавания - пора. Это говорит о том, что новое мамино действие - рассказывание сказки - он уже освоил и принял, и готов к дальнейшему познанию. Последовательность и постепенность - это очень важные инструменты в воспитании вообще, и в деле знакомства ребенка со сказкой в частности. Кстати, есть еще один немаловажный момент. Сказку надо - именно рассказывать, а не читать и разглядывать во время рассказа картинке в книжке. До этого этапа нам еще надо дойти, дорасти. Маленькому ребенку тяжело распределять свое внимание между картинкой, маминой мимикой, голосом и сюжетом. Рассказывайте. Выделяйте интонацией горе бабы и деда, выделяйте утешающие слова курочки Рябы.Учите слушать. Пока - только слушать. Маленькую, простенькую, коротенькую сказку про Курочку Рябу, она идеально для этого подходит, она для этого и создана - чтобы научить ребенка слушать.

Комментарии 9

  • Катерина Бірко
    19:30 28 March 2012
    привет
  • Катерина Бірко
    19:23 28 March 2012
    тыры пыры
  • Катерина Бірко
    06:16 29 December 2011
    Привет, Влада)) вот-вот, про структуру сказок надо сказать отдельно. Репка, теремок (как вариант - рукавичка), про кота,лису и петушка (это у нас вообще самая любимая сказка, просто хит), Маша и медведь, Коза-дереза, лисичка со скалочкой. Все эти сказки имеют цикличную структуру, поэтому понимание сюжета упрощается. А уж если малявка выучила настолько, что может помочь рассказывать - радости нет границ!
  • Владка и Давидик
    22:22 28 December 2011
    Мой деть сперва не оценил традиционные сказки, зато Барто у нас любимая-залюбленная до дыр, в прямом смысле И вообще стишки, проза как-то сначала не пошла)) А вот сейчас сборник про рябы-теремки-репки-колобки читаем по 10 раз на день! Видать, время пришло. А еще я прочитала, что именно эти сказки полезны для развития речи, т.к. содержат большое количество повторений и узнаваемую структуру - ребенок начинает со временем "помогать" рассказывать.
  • Надежда, Лёшик и Анечка
    21:37 28 December 2011
    да, первая книжка "Курочка ряба", мы с нее начинали, потом уже теремки-колобки... хотя нет, вру, я же ему еще месячному массаж под Чуковского делала, т.к. с детства помнила Айболита, Мойдодыра и т.п.
  • Tatka
    20:21 28 December 2011
    я только и рябу помню все остальное читаю, блин, а сколько сказок знала капец...почему моя мама до сих пор помнит много стихов со школы, а уже ниче в своем возрасте... Мне и сейчас стыдно, у мамы всегда подвешан язык, то песенки с Катей поет, то стишки ей рассказывает! я в шоке!
  • Света,Сонечка и Полечка
    18:54 28 December 2011
    ага моя колобка стала слушать после спектакля)))
  • Катерина Бірко
    18:51 28 December 2011
    Привет... Ну, тут у кого как получается)) И это тоже может быть правильным - для твоего ребенка..)) Ксюха тоже елочку наизусть поет, и телефон Чуковского рассказывает, а про колобка наотрез даже слушать отказывается..)) Свобода выбора, понимаешь ли))
  • Света,Сонечка и Полечка
    18:14 28 December 2011
    а мы только недавно дошли до курочки рябы)))сперва все сказки Чуйковского выучили,теперь вот курочка ряба