21 October 2008, 03:35:33

Копия №9

Страшилка

Страшилки удивительно живучи. И если из поколения в поколение они кочуют по детским умам, значит, зачем-то нужны?

Пожалуй, любая мама припомнит случай, когда ее малыш, примчавшись с улицы и подпрыгивая от страха, спрашивал: «А правда, что...» — и лепетал нечто про черную руку и черный-пречерный дом...

Пугают и... успокаивают
Когда, наслушавшись подобных историй, ребенок кричит по ночам, хочется устроить разборку дворовому «сказочнику»... Но давайте сначала подумаем вместе: зачем одни дети охотно рассказывают, а другие, замирая от восторга и страха, слушают жутковатые истории? Тогда, вероятно, мы сможем понять, что делать, если малыш спросит: «Мама, а правда, за мной охотится черная рука?»
К страшилкам дети приобщаются лет с 5—6 или чуть раньше — когда их начинают одолевать разные страхи, в том числе и страх смерти. Ребенку важно понять (а понять-то нельзя!), что когда-то не было тебя на свете и когда-то снова не будет. Принять это умом невозможно даже взрослому, а малышу с его энергией и радостным вкусом к жизни тем более. Остается одно — привыкнуть и пережить. Привыкнуть к мысли о смерти и осилить этот страх.
«В черном-пречерном лесу стоит черный-черный дом. В этом черном-черном доме, в самой черной комнате стоит черный-пречерный стол, а на этом черном столе...» Впрочем, зачем пересказывать? Вы сами вспомните такие ходячие сюжеты, поскольку тоже были детьми и слушали их, замирая от ужаса и восторга.
Обычно подобные рассказки слушают всей компанией в укромном месте, подальше от взрослых глаз и ушей, и всей компанией дружно визжат в конце.
Вот это и есть то, ради чего дети слушают и рассказывают: вместе с визгом откуда-то изнутри, из самого бессознательного, вырываются эмоции, которые «складировались» там. Гнев, обида, отчаяние — от них никто не застрахован, а малышам часто приходится скрывать их в себе. Подавленные эмоции — вещь опасная: никогда не известно, на какие «подвиги» они толкнут, вырвавшись наружу. И дети, инстинктивно чувствуя это, избавляются от негатива и проживают свой страх.
Чтобы избавиться от личного страха, ребенок должен пережить его понарошку, а потом трансформировать в какую-то другую форму. Вместе повизжать-попугаться, вместе избавиться — и легче, и проще. Прекрасная психологическая разрядка, которую применяли все поколения детей.
Пик увлечения страшилками приходится на школьные годы. К этому времени дети учатся собой управлять, да и психика их более уравновешена. А посему для них страшилки не так уж страшны (в смысле последствий).
Иное дело дошколята. У них очень цепкая память и весьма богатое воображение. То, что они слышат и эмоционально воспринимают, дорисовывают в уме. «... И вдруг открывается окно, и высовывается рука с красными пальцами, отрубленная...» Такие красочные описания, воспринятые на пике эмоций, могут оставить в памяти глубокий след и впечататься, как на фотографии. Поэтому, если карапуз рассказывает обрывки какой-то страшилки, не торопитесь отмахнуться, мол, глупости, так не бывает... Он не поверит вам. Да, говорить «глупости», вероятно, перестанет, но будет бояться тайно. А затаившийся страх выходит наружу капризами, фобиями, неврозами, даже мокрыми простынями...
Повод для волнения возникает в том случае, если малыш никогда не рассказывает вам страшные истории, не говорит о том, чего боится. Значит, он вам в чем-то не доверяет.

Информируют
Вообще, никогда не стоит отмахиваться от того, что хочет рассказать ребенок, и уж тем более высмеивать и критиковать его. Если вы научитесь слушать «детский лепет», то многое узнаете и о родном человечке, и о проблемах, что мучают его.
Например, если дочь рассказывает историю про то, как «одна девочка ушла из дома и потерялась. А потом встретилась ей какая-то женщина (старуха или красавица — вариации разные) и позвала к себе. Оказалось, что женщина продает пирожки — не простые, с начинкой из мяса... Она заманила к себе девочку и велела делать такие... И в фарше девочка увидела человеческий ноготь...»
Стоит задать себе вопрос, а почему именно эта история произвела на ребенка такое впечатление, почему запомнилась? Может быть, крохе не хватает вашего внимания или он не чувствует, что нужен самым главным людям на свете — родителям? Может быть, не чувствует себя в безопасности?
«... Когда наступала ночь и девочка засыпала, за окном раздавался стук: тут-тук, тук-тук, а потом кто-то тихим голосом говорил: „Иди-ка сюда...“... Она сказала об этом маме, а та посмеялась над ней, потому что не поверила, и вот однажды форточка распахнулась...»
Выслушайте ребенка, ответьте на его вопросы (если он вообще их задаст). А потом непременно спросите себя: «Что малыш хочет сказать мне этой историей?»
Дети часто выражаются иносказательно, поскольку сами не понимают, что их тревожит, или опасаются прямо заявить о своих проблемах. Важно прислушаться и догадаться. И вычислить то, что за этим стоит. Дети редко делают что-то просто так. Во всем есть определенный смысл. Иное дело, что мы не всегда можем его понять. И если ребенок пришел к вам (в который раз!) со странной историей, значит, зачем-то ему это нужно.
Понаблюдать, догадаться, помочь или исправить — меры, которые взрослые должны скорее принять.

Предупреждают
Как это ни странно, но в детских страшилках и суевериях есть и другая польза. Вы легко поймете, о чем речь, вспомнив, что когда-то в детстве слушали их сами, а потом передавали дальше — из уст в уста — таким же малышам. Например, про машину, которая ездит по городу и «вот она останавливается, и опускается стекло, а оттуда появляется рука в красивой перчатке (или чье-то улыбающееся лицо), а дальше — про то, как завлекают детей, и тот, кто завлекся, пропадал — навсегда...».
О чем этот детский ужастик? Конечно, о том, что самые надежные люди на свете — папа и мама, и надо их слушаться и никуда не ездить с чужими. Сказка о том, как угощали конфеткой, а потом... — вот таким, незатейливым языком напоминает детям: будь осторожен, малыш! О бдительности, о том, что надо уметь за себя постоять. Все это — тренировка (пусть и весьма своеобразная) нервной системы, способ подготовить себя к неожиданным жизненным ситуациям.
В школьные годы на многих детей нападает страсть к путешествиям по таким неприглядным местам, как подвалы, свалки, такие «черные-пречерные» места.
Может быть, тут страшилки кого-то и выручают, вдруг выскакивая из подсознания. Они напоминают: будь осторожен, замедли шаг, оглянись, возвращайся. И, как знать, скольких детей спасли от неприятностей подобные напоминания.
Сказанное вовсе не означает, что такие несимпатичные сказочки надо приветствовать. Но они живут и здравствуют — и это факт, с которым надо считаться. Внимательно выслушав малыша, скажите ему: «Да, действительно, в чужие машины садиться без мамы опасно», «Нет, не сомневайся, я люблю тебя, каким бы ты ни был...». Обнимите кроху и поговорите о том, что его тревожит... Это самое малое, что мы должны сделать, когда малыш, распахнув глаза от страха, озвучит очередную и очень страшную историю.

Вижу и слышу...
Самое сильное средство по созданию страхов у детей — телепередачи. Один репортаж с места катастрофы способен довести ребенка до фобии, особенно если малыш понимает происходящее. Часто кроха просто играет рядом, не обращая внимания на фильм-катастрофу. На деле он впитывает все. Так, в одной мирной семье полуторагодовалая девочка, которая только начала говорить, вдруг закричала: «Караул, убивают!» Сбежалась вся семья, посмотрела на детку, мирно катающую мяч, и стала разбираться — кто мог такому научить. Разумеется, «виновного» найти не удалось. И никто не вспомнил, что почти каждый вечер в доме прокручивали какой-нибудь фильм, где положительный герой убивает всех недругов.
Интересно, что в отечественных мультиках даже злые герои не очень пугают. Но если картинка показана натуралистично (что бывает в западных мультиках), злодеи и катастрофы могут оставить серьезный отпечаток в детской психике.
Простой рецепт
— Берегите ребенка от телевизора, когда там идут «взрослые ужастики» (включая и свежие новости).
— Лучше читать сказки, а не смотреть их в кино (большой экран делает изображение еще реальнее). Если уж хотите посмотреть «такие» фильмы, устройте киносеанс дома, в привычной для малыша обстановке.
Что же такое рассказки-страшилки?
— Странный, но все-таки способ познать окружающий мир;
— возможность сказать
о том, что тревожит;
— попытка проверить на храбрость — себя и других;
— шанс повысить самооценку (пугая других, ребенок в собственных глазах становится решительнее храбрее, ведь сверстники тоже боятся);
— путь развития наблюдательности и приобретения некоторого жизненного опыта;
— подготовка к неожиданным жизненным ситуациям (быть настороже — необходимое качество в современном мире).
Как родители могли бы помочь своему перепуганному чаду
Страх — состояние, с которым надо считаться. Опасна не сама застрявшая в голове страшилка, а неконтролируемый ужас, вызванный ею.
Как победить страх?
1. Дайте понять, что вы на стороне ребенка.
— Внимательно выслушайте своего малыша и не говорите, что все рассказанное им чушь и пустяки (он верит, значит, для него это реально).
— Не высмеивайте, не критикуйте; ваша задача — определить, что произвело на кроху такое неизгладимое впечатление.
— Убедите свое чадо, что вы всегда рядом, что поможете и защитите его.
2. Материализуйте пугающий образ и обесценьте его, придайте ему смешные черты.
— Вылепите «пугалку» (черную руку, ведьму, привидение) из глины или пластилина либо нарисуйте. Можно даже сшить ее
из тряпочек. А потом прилепите (пририсуйте, пришейте) что-то глупое и смешное, например дурацкие уши, клоунский нос — в общем, то, что сделает его уже не страшным. Если дополнить чудище деталью, которая превратит его из злого в потешного, тогда в эмоциональном плане произойдет завершение ситуации. Другими словами, она «отпустит» ребенка.
— Сочините свою историю или продолжите ту же, но измените концовку, с плохого — на хорошее.
— Еще лучше переделать страшилку в сказочную историю, где ребенок будет храбрым героем.
— Разыграйте маленький домашний спектакль. Так, роль страшной Черной Руки может играть драная перчатка, которая постоянно теряет нюх, чихает и попадает не туда, куда собиралась (и получает на орехи). Известно, что привидение любят изображать даже трехлетки, для этого надо только накинуть на голову прозрачный платок и громко выть. А родители могут изображать, как они пугаются.
3. Позовите на помощь четвероногих домашних любимцев. Объясните малышу, что у них отличное обоняние, слух, они всегда учуют, если что не так, предупредят и помогут.
— Выручит даже любимая мягкая игрушка, если обсудить с малышом, какая она верная и храбрая. Посадите ее охранять кроху.

Комментарии 0