Вот ряд правил, которые являются своеобразной прививкой от формирования виртуальных образов.
- Ограничивайте время компьютерных забав. Специалисты московского Центра виртуалистики при Институте человека РАН определили: до 7 лет (когда ребенок сильнее идентифицирует себя с образом, и у мозга нет защитных механизмов и способности быстро «возвращаться» в реальность) работать с искусственным образом можно ежедневно не более 20 минут. В 7–12 лет ребенок способен выдержать за компьютером 2~3 часа (но не ночью). После 12 лет — период наименее тревожный, поскольку уже формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Но это усредненные данные, их надо корректировать с учетом особенностей конкретного ребенка.
- Наиболее ответственный период развития психики человека — возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка в этот период времени от компьютерных игр.
- Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям.
- В ребенка уже заложено природой стремление к духовной чистоте, нравственному совершенствованию, к жизнеутверждающему творчеству. Развивайте в нем эти качества: помогите, как можно раньше сформировать его волю и устойчивую гармоничную эмоциональную сферу.
- А на государственном уровне пришла пора вернуться к опыту дореволюционных гимназий, где большая роль отводилась урокам музыки, хорового пения, рисования. И вместе с тем вводить новые направления в обязательной школьной программе — культуру психической саморегуляции. Это позволит ребенку, как можно раньше познакомиться с самим собой, научит его различать события разных реальностей и самого себя в этих реальностях. И что важно — научит говорить «нет» любому разрушающему психическому воздействию.
- Ребенок обязательно должен делать гимнастику дома, а также заниматься в спортивном кружке. Он должен двигаться и испытывать от этого радость.
- На государственном уровне необходимо пересмотреть школьное расписание и вернуть физкультуре достойное место. В современных же школах уроки компьютерной грамотности занимают 3–4 часа в неделю, урок физкультуры — 1 час. Это абсолютно недопустимо. Новосибирские ученые недавно показали связь специально.
подобранных движений с повышением усвоения предмета: уроки проводились в спортзале
- Не следует демонизировать компьютер. Лучше заставить информационные технологии служить во благо ребенку. Сами отберите и предложите своему малышу добрые игры. Устанавливайте с ним доверительные отношения, чтобы он и взрослея советовался, во что играть на компьютере.
- Игры, основанные на эмоционально положительных образах, способствуют творческому развитию и раскрытию психических возможностей ребенка. Такие программы построены на принципе обратной связи: получая заряд положительных эмоций, игрок выполняет добрые действия, и лишь в таком случае игра продолжается. Если же ребенок совершает какой-то недобрый шаг по отношению к героям игры, происходит «сбой» программы. Компьютер словно говорит: «Дружище, ты погорячился. Остынь, улыбнись и давай жить дружно».
- На государственном уровне необходимо активнее разрабатывать и внедрять специальные компьютерные программы. Для профилактики психосоматического здоровья. В Москве это уже начинают делать.
- Ни в коем случае не позволяйте ребенку развлекаться компьютерном клубе ночью. На государственном уровне следовало бы ввести возрастные ограничения на их посещение ночное время. Через своих депутатов вы можете требовать принятия соответствующего закона на местном уровне.
- Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.
Если мы сумеем развить эмоциональную сферу ребенка дадим радость движений и при этом современные компьютерные технологии сделаем базой для развития духовно творческих способностей, то никакие мортальные образы не будут страшны нашим детям. Недопустимо, чтобы компьютерные забавы превращались у детей в рабскую зависимость.