Учим говорить красиво. (рекомендации для родителей)

Всем известно, что именно первые годы жизни особенно важны для становления ребенка. В процессе общения с близкими людьми ребенок «присваивает» социальный опыт, характер взаимодействия с окружающей средой, слушает обращенную речь, пытается ей подражать, т. е. социализируется. Для этого необходимо создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразие этого периода детства.

Екатерина Владимировна Созонова, учитель-логопед, детская специализированная больница восстановительного лечения «Особый ребенок»

Что же важнее для ребенка на данном этапе его развития? Работа над развитием двигательных навыков? А может быть, развитие речи, если ребенок не говорит? Или развитие внимания, если ребенок неусидчив? Может быть, что-то еще?

Невозможно отделить какой-то один определенный процесс от всех остальных и работать только над ним. Все функции в организме взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому необходимо работать над всеми направлениями одновременно и в системе.

В раннем возрасте предметная деятельность является ведущей. Ребенок живет в предметном мире. Именно в возрасте от года до трех лет он начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов.

Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия — развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.

Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит в предметной деятельности. Ее содержание — это и есть усвоение ребенком способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность — основа, из которой берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.

Чтобы помочь ребенку освоить предметную деятельность, необходимо учитывать этапы развития предметного действия. Их определил известный психолог Д. Б. Эльконин. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым (прием «рука в руке») — это первый этап. Когда малыш почувствовал характер движения, его траекторию, ритм, результат и выполняет его совместно без усилий, возможно совместно-раздельное действие. То есть начинается действие совместно, а заканчивает его ребёнок самостоятельно — это второй этап его освоения. Затем ребенок выполняет действие только на основе показа — это третий этап освоения. И последний этап — когда ребенок выполняет действие сам, но на основе подсказки взрослого.

Мы предлагаем вашему вниманию серию пособий, расположенных от простейших, в основе которых лежат манипуляции с предметами, до более сложных, предполагающих включение мыслительных операций. Для каждого пособия разработаны упражнения, имеющие несколько уровней сложности (от двух до пяти в каждой игре). Многие из этих пособий несложно изготовить в домашних условиях.

1. Пальчиковый бассейн (тазик с перловкой)

I урок — перебирание крупы пальцами.
II урок — находить в бассейне спрятанные предметы, давать по просьбе.
III урок — находить в бассейне конкретную игрушку по инструкции.

2. Музыкальные игрушки

I урок — стучать по бубну рукой.
II урок — стучать палочками по металлофону.
III урок — играть одним пальчиком на детскому пианино.
IV урок — дифференциация звучащих предметов на слух — за ширмой (развитие фонематического слуха).

3. Ленты в банке

I урок- вытягивать ленточки из банки и дарить мишке.
II урок — дарить разным персонажам (понимание двухступенчатой инструкции).
III урок — вытягивать ленточки по цветам (соотнесение).

4. Гусь с кольцами

I урок — снимать кольца с гуся.
II урок — надевать кольца на гуся.
III урок — искать кольцо в пространстве (в поле зрения — сидя на месте) и надевать на гуся.
IV урок — искать кольцо в пространстве (в комнате); подойти, взять, найти гуся в пространстве (в комнате), подойти и надеть ему кольцо на шею.

5. Мишка с грибочками (грибочки разной величины, сделанные из папье-маше, две коробки с отверстиями разного диаметра)

I урок — доставать грибы.
II урок — садить грибы на полянку (попадать ножкой гриба в дырочку).
III урок — дифференциация грибов по величине.

6. Ёжик с палочками

I урок — доставать палочки.
II урок — втыкать палочки.
III урок — доставать палочки у одного ёжика, втыкать другому.

7. Шарики и кубики в банках

I урок — доставать и складывать шарики в банку без крышки.
II урок — складывать шарики в банку с отверстием в крышке.
III урок — дифференцировать шарики и кубики по двум банкам с отверстиями в крышках.

8. «Чудесный мешочек»

I урок — доставать любую игрушку из мешка, давать по просьбе.
II урок — давать конкретную игрушку из предложенных, складывать в мешок.
III урок — на ощупь находить конкретную игрушку по инструкции.

9. Полые стаканчики

I урок — доставать стаканчики, давать по просьбе.
II урок — вкладывать предъявленный стаканчик.
III урок — переворачивать стаканчик и ставить на башню, переворачивать стаканчик и вкладывать обратно.
IV урок — складывать стаканчики самостоятельно, а) 4 шт. б) 8 шт.

10. Пирамидка

I урок — снимать кольца

  • в наклонном положении,
  • в вертикальном положении.

II урок — надевать кольца

  • на пластмассовую пирамидку,
  • на деревянную пирамидку.

III урок — собирать пирамидку по величине

  • с обучающей помощью,
  • самостоятельно. 

11. Мишка-рыболов («удочка» с магнитом на конце, железные пробки, обклеенные цветной бумагой) :

I урок — складывать рыбки мишке в сумку.
II урок — давать рыбки двум-трем разным персонажам по инструкции.
Ш урок — ловить рыбу удочкой и складывать мишке в сумку.
IV урок — ловить рыбку удочкой и соотносить по цвету (раскладывать по стаканчикам).

12. Кубики

I урок — доставать кубики из коробки, давать по просьбе, складывать обратно.
II урок

  • строить башню из двух (трех) кубиков (домик для куклы),
  • строить дорогу для машины.

III урок — дифференцировать большие и маленькие кубики (раскладывать в коробки разной величины).

IV урок — строить поезд из больших и маленьких кубиков (чередование), рассаживать пассажиров по вагонам.

V урок 

  • конструирование из двух деталей по образцу,
  • конструирование из трех-пяти деталей по образцу, изменение фигуры по подражанию.

13. Крупная мозаика

I урок — раскладывать фишки в ячейки.
II урок — сличение двух-трех цветов (по двум-трём ячейкам).
Ш урок — строить дорожку одного цвета.
IV урок — строить дорожку, соблюдая заданную очередность цветов (чередование двух-трех цветов).
V урок — строить элементарные фигуры по образцу.

14. «Весёлые картинки»

I урок — соотнесение игрушки с фотографией.
II урок — соотнесение игрушки с предметной картинкой.
III урок — парные картинки (искать такую же, закрывать)

  • 3–4 картинки,
  • 6–8 картинок.

IV урок — игра «Чего не стало?>.

15. Баночки с откручивающимися крышками

I урок — откручивать банку, вытряхивать содержимое, вкладывать обратно.
II урок — подбирать крышку к соответствующей банке (по цвету, размеру), закручивать.

16. Зайчик (баночка с изображением зайчика на крышке, вместо рта — прорезь)

I урок — кормить зайчика (опускать фишки в прорезь — рот).
II урок — кормить зайчика «такой же» печенинкой (фишкой)

  • по цвету, 
  • по форме. 

III урок

  • выделение конкретной фигуры по цвету,
  • выделение фигуры по двум признакам (по цвету и форме).

17. Листочки на прищепках

I урок — снимать прищепки с банки, давать одному-двум персонажам.
II урок — прикреплять прищепки на банку.
III урок — прикреплять листочки на прищепки.
IV урок

  • соотносить листочки и прищепки по цвету, 
  • соотносить листочки и прищепки по двум признакам (по цвету и размеру).

18. Разрезные картинки

I урок — картинка из двух частей.
II урок — картинка из трёх частей.
III урок — картинка из четырёх частей.

19. Матрёшка

I урок — двухсоставная матрёшка.
II урок — трёхсоставная матрёшка.
III урок — четырёхсоставная матрёшка (и более).

20. Конструирование из палочек по образцу

I урок — из 2–4 палочек.
II урок — из 5–6 палочек.
III урок — из большего количества палочек.

В качестве примера приведем подробное описание одной игры

Кубики

Оборудование: по восемь-десять кубиков разной величины (большие и маленькие), две коробки разной величины, игрушки: паровоз, машинка, кукла, мишка, зайчик и др., деревянный конструктор.

I уровень

— Это кубик. На кубик. Возьми в другую руку. Подержи двумя руками. (Формирование навыка захвата и удержания предмета.)

— Дай маме кубик. Скажи: «на, мама» . (Развитие речи — вызывание звукоподражаний.)

— Достань кубик из коробки. Постучи кубиком: «тук-тук» . (Развитие речи — вызывание звукоподражаний.) Дай кубик маме.

— На кубик, положи в коробку. Возьми ещё кубик. Положи в коробку. (Формирование предметных действий.)

II уровень

а) — Давай построим домик для куклы.

— Посмотри, как я ставлю кубик на кубик. Получился домик. Теперь ты сам. На кубик, ставь на стол. Возьми ещё кубик, ставь сверху. (При необходимости — указание, куда ставить, или пассивно-активная помощь.) (Развитие зрительно-моторной координации.)

— Кто это? /ляля/. Посади лялю на домик. (Понимание и выполнение простых бытовых инструкций.)

(Усложнение — построение башни из трех, четырех кубиков.)

б) — Давай построим дорогу для машины. Посмотри, как я ставлю кубик рядом с кубиком. Попробуй так же. Возьми кубик, поставь рядом. Возьми ещё кубик. Построим длинную дорогу: (Развитие зрительно-моторной координации.)

— Что это? /машина/ Как едет машина? /би-би/ (Развитие речи — вызывание звукоподражаний.)

— Прокати машину по дорожке. (Формирование процессуальных действий.)

III уровень

— Что это? /кубики/ Посмотри, как у нас много кубиков. Здесь большие кубики и маленькие. Надо разложить их по своим домикам.

Это большой кубик. Он будет жить в большом домике. (Взрослый кладет кубик в большую коробку.)

А это маленький кубик. Он будет жить в маленьком домике. (Кладем в маленькую коробку.) (Развитие зрительного восприятия величины.)

Теперь попробуй сам. На кубик.

— Какой это кубик? /большой/ (Уточнение, обогащение словарного запаса — качественные прилагательные.)

— Покажи, какой кубик /ребенок жестом показывает — поднимает руку вверх/.

В какой домик положишь этот кубик? Правильно, в большой. Клади.

— А это какой кубик? /маленький/

Положи его в свой домик. Молодец.

Аналогично раскладываются остальные кубики.

— Молодец, все кубики разложил по домикам.

— Дай мне коробку с большими кубиками. (Развитие согласованности движения двух рук.)

— Дай мне коробку с маленькими кубиками. Спасибо.

IV уровень

— Сегодня мы будем строить поезд.

— Это паровоз. К паровозу нам нужно прицепить вагоны. Вагончики будут большие и маленькие. Смотри, сначала я поставлю большой вагончик, потом маленький, затем снова большой и маленький.

— Возьми большой кубик, ставь рядом. Теперь возьми маленький, поставь.

— Сейчас какой вагончик нужно взять? Правильно, большой и т. д. (Развитие логического мышления — продолжить логический ряд.)

Давай будем рассаживать пассажиров. (Развитие пространственного восприятия.)

— Кто это? /кукла/ Посади куклу на маленький кубик. (Развитие импрессивной стороны речи — понимание двухступенчатой инструкции.)

— Возьми мишку /выбрать из ряда игрушек/. Посади его на большой кубик.

Таким же образом рассаживаются 3–5 игрушек.

Далее ребенку предлагается ответить на вопросы

(развитие диалогической речи — умение отвечать на вопросы):

— Кто сидит на большом кубике?

— Кто сидит на большом красном кубике?

— Где сидит зайчик?

Сейчас игрушки с тобой поиграют. (Развитие произвольного внимания и памяти.) Закрывай глазки. (Взрослый закрывает стаканчиком одну игрушку.) Открывай глаза. Кто спрятался? /мишка/ Зови громко мишку и от прибежит: МИШ-КА. (Работа над силой голоса.)

Закрывай еще раз глазки. (Игра повторяется 2–3 раза.)

V уровень

— Кто пришел к нам в гости? /кукла/

— Кукла хочет кушать. Давай построим для нее стол. Посмотри, как я. Построй так же. (Развитие пространственного восприятия, развитие зрительно-моторной координации.)

— Покушала кукла, захотела спать. Давай сделаем для нее кровать. Посмотри. Построй так же.

— Положи куклу на кровать. Покачай ее: «а-а-а» . (Вызывание звукоподражаний, формирование элементов сюжетно-ролевой игры.)

— Поспала кукла, захотела посидеть на стуле. Построим стул. (Уточнение активного и пассивного словарного запаса — лексическая тема «Мебель» .)

— Посади куклу на стул.

— Кукла хочет посмотреть телевизор. Сделаем для нее телевизор. Вот такой. Построй так же.

Усложнение задания: конструирование из трех, четырех деталей по образцу, по подражанию; изменение одной детали в фигуре по образцу.

Данные игры-упражнения дают возможность системного развития ребенка в процессе работы с каждым пособием и одновременно включают его в повседневную жизнь. В ежедневной деятельности ребенок сталкивается с разнообразными задачами, трудностями, проблемами. Данные игры учат его тем навыкам, с которыми он встретится в своей жизни.