Детский сад: первая школа жизни.

Кажется, только вчера вы принесли своего малыша из роддома, а вот уже и отпуск по уходу за ним подходит к концу. Три года пролетели как один день, и пора возвращаться к прежней жизни, выходить на работу. Или — не выходить. Но все равно в этот период перед многими мамами встает вопрос: отдавать ли малыша в детский сад. А может быть, даже вопрос так не стоит, в сад все равно отдавать придется, и у мамы задолго до этого момента возникает страх и неуверенность: как мой такой домашний, единственный и любимый малыш останется без меня в незнакомой для него обстановке?

Специалисты называют период привыкания к саду адаптационным. Он бывает легким, быстрым и почти безболезненным, а бывает — тяжелым, максимально выраженным. Это зависит от многих факторов, начиная с условий протекания беременности и кончая особенностями центральной нервной системы ребенка и стиля воспитания, принятого в семье. Обычно опытный врач-педиатр может точно определить, насколько легко или сложно будет протекать адаптационный период у вашего малыша. Но при любом прогнозе негативные сдвиги в организме ребенка все же неизбежны. То, что вы наблюдаете в поведении малыша, лишь надводная часть айсберга. Весь организм и психика ребенка в это время постоянно находятся в сильном нервно-психическом напряжении. Можно сказать, что ваш ребенок пребывает, в лучшем случае, на грани стресса, а скорее всего, ощущает его в полной мере.

Если выраженность стресса минимальна, то в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного периода, как о страшном сне. Но это в случае легкой адаптации. Если же стресс в полной мере овладел ребенком (при тяжелом типе адаптации), то будьте готовы — в скором времени произойдет срыв, и он, скорее всего, заболеет.

Теперь немного подробнее о том, что происходит с детской психикой в этот период. Вашего малыша как будто подменили. По любому поводу — истерики и капризы. Он растерял все навыки самообслуживания, которые знал, у него опять намокают штанишки, он как будто забыл, как пользоваться ложкой, он почти перестал говорить, по крайней мере, предложениями. Полное ощущение, что вашему ребенку не три года, а едва исполнилось два. Психологи называют это явление регрессом. Так любой человек, особенно маленький, реагирует на стресс, как бы «отступает» в своем развитии на шаг назад. Обычно все возвращается на свои места очень быстро, как только заканчивается адаптационный период. А еще ваш ребенок становится нервным и пугливым, а самое главное — почему-то совсем не хочет ходить в детский сад. Еще вчера он торопил вас, спрашивал, когда же пойдет играть с другими детками, а сегодня… По утрам изводит вас плачем, да таким горьким, что сердце кровью обливается, просит не вести его никуда, что будет хорошим, пусть только мама оставит его дома. Да он просто боится идти в сад. Страх — обычный спутник адаптационного периода. В новой обстановке ребенок во всем видит скрытую угрозу для себя. Он боится незнакомых детей, нового помещения, чужих взрослых, которых он должен теперь слушаться, боится сделать что-то не так и быть наказанным. И наконец, он панически боится, что вы его забудете, не придете за ним. А еще большинству детей очень нелегко дается налаживание контакта с незнакомыми детьми. До сих пор рядом всегда была мама, за которую, в случае чего, можно было спрятаться. А теперь он сам за себя. Кстати, как только ваш малыш наладит контакт со сверстниками в группе, адаптационный период, считайте, прошел. Это самый мощный стимул, отвлекающий от любых страхов и тоски по маме. Вы и оглянуться не успеете, как наступит такой момент: отпросившись с работы, вы летите в детский сад, с ужасом представляя себе, как ваш малыш стоит под дверью, ждет вас и плачет, плачет… Вы залетаете в группу и с удивлением видите свое чадо вовсе не плачущим, а весело играющим с другими детьми. Мало того: он слезно молит вас не забирать его, а дать поиграть еще немного.

Но это еще впереди. А пока над вашим малышом властвует стресс. Что же провоцирует это состояние ребенка в период адаптации к детскому саду? Это — отрыв от матери. Ведь мама — самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И вдруг мама «обменяла» его на какую-то работу. Предала. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Такая любимая и самая лучшая мама на свете, можно сказать, бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых детей. Чтобы в этой обстановке «выжить», необходимо вести себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени адаптации ребенок быстро (до одного месяца) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок выживания пройден успешно, в дальнейшем ваш малыш будет быстро адаптироваться в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы.

Итак, общая схема такова: разлука с матерью — страх незнакомой обстановки — стресс-либо быстрая адаптация, либо срыв. Если специалист предупредил вас о возможности тяжелой формы адаптации у вашего ребенка, то лучше отдать его в детский сад не в три года, а немного позже, по мере совершенствования его адаптационных механизмов.

Психологи выдвигают еще один довод против того, чтобы отдавать малыша в сад в три года, как это почему-то принято. О кризисе трех лет написано и сказано много, и любая мало—мальски грамотная мама о нем наслышана. В возрасте трех лет малыш впервые начинает ощущать себя как личность и хочет, чтобы это видели и другие. Но нам, по крайней мере, на первых порах, легче и привычней, чтобы все оставалось по-старому. Поэтому ребенок вынужден отстаивать перед нами свою личность, и психика его в этот период находится в крайней степени напряжения. Она становится ранимее, чем прежде, острее реагирует на различные обстоятельства окружающей среды. И вот как раз именно в то время, когда ваше дитя как никогда нуждается в вас, в вашем понимании, а главное — поддержке, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, вы, как будто бы специально, дополнительно к психологической нагрузке кризиса трех лет невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз. Груз адаптации к детсаду. По законам нашей страны, мать может выходить на работу, когда ребенку исполнится три года. Для кого-то этот выход, возвращение к прежней жизни является желанным и долгожданным, для кого-то — необходимостью. Но прежде чем принимать решение о выходе на работу, посмотрите внимательно на своего ребенка: если кризис трех лет в полном разгаре, то лучше переждать этот период, тем более что длится он не так долго.

Можно ли как-то облегчить нашему малышу период привыкания к новой обстановке? Можно и нужно. Вот несколько советов, как это сделать.

Постарайтесь как можно раньше, буквально с самого рождения, тренировать систему адаптационных механизмов ребенка, приучая его заранее к условиям и ситуациям, в которых ему надо менять форму поведения. И не бойтесь — ваш малыш вовсе не такое тепличное существо, как вам кажется. Хотя вам вполне по силам сделать из него такового.

Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке беспокоящие вас проблемы, связанные с детским садом. Не показывайте ему, что вы волнуетесь, боитесь или в чем-то не уверены. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам нашего настроения, легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами.

Узнайте заранее все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка заранее, пока он находится дома. Как можно раньше познакомьте малыша с детьми в детском саду и воспитателями в группе, куда он в скором времени придет. Очень хорошо, если там окажутся дети, с которыми ваш ребенок уже играл раньше, например, во дворе. Настраивайте его как можно положительнее к его поступлению в детсад. Готовьте к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому что он уже большой. Говорите о том, как это здорово, что он уже такой взрослый. И самое главное — все время объясняйте ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.

Ни в коем случае не угрожайте вашему чаду садом, как наказанием за то, что он плохо себя ведет! Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более двух-трех часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Для того чтобы принять решение, необходимо знать все доводы и «за» и «против», а «тот, кто предупрежден, тот — вооружен». Плюсов в посещении детского сада ничуть не меньше. Например, психологи уверены (и это подтверждают конкретные научные данные), что дети, посещающие детский сад, и физически, и психически гораздо более устойчивы и гораздо быстрее развиваются. Никакие суперняни, никакое дозированное общение со сверстниками в песочнице во дворе под присмотром бабушки не дадут вашему ребенку такой школы жизни, как пребывание в детском саду. А период привыкания обязательно заканчивается.