Существует множество статей об одаренных детях. Юные математики, поэты, эрудиты блистают в телеэфире. Но ведь это не единственные проявления одаренности. Есть дети одаренные высокими моральными качествами, добротой, чувством сопереживания, справедливости, тонким вкусом. О них не пишут статей, но вот вопрос — а не выше ли их дар?
Еще не так давно существовала стандартная формула — чтобы ребенок вырос всесторонне развитым, нужно чтобы он окончил школу с углубленным изучением английского языка и музыкальную школу. Безусловно, это очень полезно, но достаточно ли для того, чтобы вступить в жизнь, где необходимы, например, эмоциональная зрелость, умение общаться, здравый смысл и чувство ответственности?
Каждое лето тысячи мам, у которых дети достигли возраста 6–7 лет толпятся в школьных дворах волнуясь, переживая и обмениваясь информацией. Какая школа лучше? Какая учительница добрее? Спросите у любой: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок просто закончил школу, хорошо усвоив школьную программу, или чтобы в вашим ребенке (кроме глубоких и прочных знаний) развились его личные природные способности, которые, может быть, еще никак не проявились к 6 годам?». «Конечно второе!» — ответят вам. И этого вполне можно достичь. Такие цели ставит перед собой Вальдорфская (Штайнеровская) система образования.
Эта система основана на уважении к детству, и учете индивидуальных потребностей каждого ученика. Программы этих школ (а их сотни в самых разных уголках планеты) нацелены в большей степени на развитие природных способностей ребенка, чем на просто на передачу знаний. Они предполагает такой способ познания мира, который развивает в ученике чувство сопричастности ко всему, формируя активную позицию ребенка. Одна из отличительных способностей Вальдорфской системы — широта подхода и междисциплинарность. Такой метод позволяет сформировать представление о мире в целом. Понятно, что, имея такое представление, ученику не только легче осваивать отдельные области знаний, но и самостоятельно установить связь между явлениями, понять причины их возникновения и предугадать их развитие.
Вальдорфская педагогика сверхинтернациональна. По внутренней сути, она воспитывает открытость к миру и может принимать самые разные формы в зависимости от окружающей культурной среды. Ведь человечность — краеугольный камень этой системы — не принадлежит какому-то одному народу.
Неповторимость каждой личности и каждой культуры — великое богатство человечества! Одной из важных целей Вальдорфская системы является обучение взаимодействию с другими культурами, воспитание понимания их и уважения к ним. Человек, воспитанный в уважении к другим мировоззрениям, одинаково уверенно чувствует себя в любом социальном окружении и, общаясь с людьми, не акцентируется на цвете кожи или социальной принадлежности, а воспринимает действительную внутреннюю сущность человека.
В чем же заключаются отличия традиционной педагогики от Вальдорфской? Их много, но самое основное — в оценке человека, как личности. Традиционная система твердит: характер человека определяется наследственностью и влиянием окружения. Ну, а где же индивидуальность и творческое начало? Где внутреннее неповторимое «Я», которое каждый из нас ощущает в себе? Вальдорфская система не отрицает влияние наследственности и внешнего воздействия, но главную роль отводит именно человеческой индивидуальности, духовной сущности человека. Именно она является центром человеческой свободы и творчества.
Несмотря на то, что Вальдорфская (по имени основателя) система образования достаточно широко распространена во всем мире, она продолжает оставаться реформаторской. Некоторые страны мира берут на себя полное финансирование этих школ, а педагогические разработки и методики внедряют в общеобразовательные школы.
На территории бывшего СССР такие школы стали создаваться с1989 года. Их количество растет. В настоящее время проходят регулярные семинары в России, Украине, Казахстане, Латвии, Литве, Грузии и популярность их велика. А почему? Она из причин — высокие результаты выпускников.
Обычно средний бал выпускника Вальдорфской школы выше, чем в среднем по стране, так же как и процент поступивших в ВУЗы. Это при том, что система не допускает сортировки детей при поступлении в школу, как это делается в традиционной системе. Но это не самый главный показатель. Ведь важно другое: сумеет ли ученик воспользоваться полученными знаниями? А это зависит от того, на сколько активно, живо и близко к действительности его мышление.
Социальные опросы показывают, что профессиональное распределение выпускников Вальдорфских школ такое же как и у обычных. Но вот нюанс: среди них нет безработных даже в странах с высоким процентом безработицы. Значит, они лучше приспособлены к жизни. А вот это и есть основной предмет гордости Вальдорфской системы.
В нашем неспокойном, быстро меняющемся мире выпускники этой системы зарекомендовали себя, как активные, творческие личности. Будучи бесконечно добрыми и открытыми людьми, они тем не менее способны справляться с трудностями, которые преподносит им жизнь. Ни этого ли мы хотим для своих детей?