Как научить ребенка правильно определять время?

Большинство первоклассников не в состоянии по часам со стрелками определить время. Это медицинский факт. Очень часто создается впечатление, что ребенок шести-семи лет вот-вот научится точно определять время, но время идет, а путаница продолжается. Нам кажется, что эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата — часовой и минутный — для детского ума колоссальная нагрузка, и учить определять время по таким часам ребенка не следует.

«Выбросите» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет. Пусть на это уйдет ГОД. Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с «без пяти», «без десяти» и т. д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Не форсируйте события.

Только, когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат, то есть умение видеть вторую — минутную стрелку.

Начинать лучше не с настоящих часов, а с самодельного макета часов, на котором минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут и минутную стрелку просто не делаем — только часовую, короткую.

Скажите ребенку, что стрелка, которая показывает, сколько часов, называется «часовая».

Пусть сначала время делится на:

  • ровно час,
  • чуть больше часа,
  • половина второго (или час с половиной),
  • около двух,
  • два,
  • чуть больше двух и так далее

Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.

Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т. д.) или наоборот, час назад (два, три и т. д.)

Когда ребенок будет легко называть или выставлять на циферблате «время» в таком упрощенном виде, пришейте на ваш циферблат вторую стрелку — длинную, минутную.

Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная».

Закрепите эти знания:

  • попросите показать, где какая стрелка,
  • спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой

Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.

Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.

Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.

Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа).

Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:

  • через полчаса;
  • через час и еще полчаса (введите понятие полтора);
  • через два (три и т. д.) часа;
  • через два с половиной (три с половиной и т. д.)

или было:

  • полчаса назад;
  • полтора часа назад;
  • два (три и т. д.) с половиной часа назад

Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребенка:

  • сколько времени прошло, если было….
  • сколько времени пройдет, если будет….
  • сколько времени осталось до….

Напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого — 5 минут. Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т. д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.

Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет:

  • через 5 (10, 15, 20, 35 и т. д.) минут;
  • через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса — это 30 минут, и что полчаса — всегда ровно полкруга);
  • через час (два, три и т. д.);
  • через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т. д.);
  • через час и 5 (15, 35 и т. д.) минут.

которое было:

  • 5 (10, 15, 25 и т. д.) минут назад;
  • полчаса назад;
  • час назад (два, три и т. д. часа назад);
  • полтора (два, три с половиной и т. д.) часа назад;
  • час и 5, 10, 15 и т. д. минут назад.

Познакомьте ребенка с понятием «четверть часа».

После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится — на маленькие деления — по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т. д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.

Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» — это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.

Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.

Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.

Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах.

Давайте задания типа:

  • изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени);
  • изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет…
  • и т. д.

Составьте вместе с ребенком его распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображением именно этого времени.

Комментарии

  • Дмитрий
    Мне 23. И я до сих пор не могу назвать время правильно) Вот к примеру 18-05..Это пять минут шестого будет или седьмого?
  • Kamey
    Как часто мы слышим: "ребенок неорганизован, неуправляем, хаотичен или рассеян". Может быть, потому что его не научили времени? Организовывать и распределять время, осознать себя во времени, проектировать себя во времени.
    Научить ребёнка читать время.
    Когда мы видим эту фразу, нам представляются часы, стрелки и цифры, долгие и утомительные объяснения и бесконечные вопросы ребёнка.
    Существует множество различных методик обучения ребёнка читать часы, но научить ребёнка часам, не означает научить его времени.
    Пиктограмные часы ПАМ ТИМ являются хорошим подспорьем, помогая совместить эти два процесса.
    Часы Пам Тим предназначены для детей в возрасте до 7 лет, не умеющих читать время посредством цифр. Вместо цифр (1 до 24), дисплей часов Пам Тим показывает для каждой фазы дня пиктограмму, изображающую некоторые важные виды деятельности: время еды, сна, игры..
    Расскажу про своего внука. Ему 3,5 года. Мы надели ему часы со словами: "Tеперь ты большой мальчик". С сияющими глазками, он воскликнул: "Kак папа и дедушка!". Мы, взрослые, считаем, что наш мир намного больше, чем мир детей. Но сами дети думают, что "они большие" и хотят признания этого! Пам Тим нашёл превосходный компромисс между впечатляющими часами, усыпанными множеством кнопок и вращающихся стрелок, которые родители покупают детям и настоящими "взрослыми" часами.
    И началось! Он хотел знать всё! "А это что такое, а это почему, а это как?..." Часы были для него увлекательной игрушкой. На самом деле, пиктограмные часы- средство для создании организационной структуры времени в сознании ребёнка. Как это работает? На диплее часов загораются поочерёдно, в зависимости от времени суток, пиктограммы, изображающие вид деятельности, с одной стороны: зубная щётка, автобус(время идти в школу или садик), мячик, тарелка с чашкой (обед), подушка (послеобеденный сон), полдник, кубики, головка душа...и напротив - пиктограмма, изображающая время суток, соответствующее данному виду деятельности: полусолнце, солнце без лучиков, солнце с лучиками, с убывающими лучиками, полулуна, луна. На экране также изображён круг, разделённый на четыре части, каждая из которых гаснет по мере убывания времени, отведённого на каждое занятие. В центре экрана изображено лицо ребёнка. На экране ребёнок видит постоянное изображение бьющегося сердца, что вносит жизнь на экран и успокаивает ребёнка.
    Я говорила внуку: "Просыпайся, часики проснулись раньше тебя( о да! часики проснулись, мне пора вставать). Что говорят часы? Умываться и чистить зубки ( раньше было в ванну не загонишь). Пока не погас весь кружок на часах, мы должны быть собраны для садика..." С ребёнком стало намного легче "обходиться". Он стал спокойней и организованней. Вопросы "а когда мы пойдём гулять, а когда будет мультик, а когда придёт бабушка", больше не требовали долгих объяснений. Вот когда погаснет весь кружок, или когда останется две не погасшие части кружка, когда появится солнышко без лучиков... Он не докучал больше вопросами. Малыш спокойно играл со своими игрушками, время от времени, поглядывая на свои часики. Но, как видите, это требует организованности и от самих родителей. Вы возразите, для этого не нужны никакие часы, достаточно сказать. Рассказывать ему не имеет смысла, так как у него нет никакого представления о времени! Для начала мы должны дать ребёнку понять временной цикл. Пиктограммы - отличное средство дла этого.
    За короткое время то, что ребёнок делал с часами, превращается в привычку. Но самое важное, у ребёнка развивается чувство временного бюджета, понятия о прошедшем, настоящем и будущем. Он учится распоряжаться своим временем. Впервые в его детском сознании, пока ещё на подсознательном уровне, появляется понятие о времени, как таковом.
    С практикой, взрослые забывают, каким сложным и нематериальным понятием является время:
    - способность перевести угол между двумя стрелками на настоящее время дня.
    - способность связать цифры с временем дня.
    Теперь, когда сознанию малыша стало доступно понятие времени, когда он освоился и привык к пиктограмным часам, обучение часам становится гораздо проще. Часы ПАМ ТИМ значительно облегчают ребёнку понимание и переход на обычные часы со стрелками.
    На корпусе часов располагаются цифры. Так как часы работают в реальном временном режиме, у ребёнка формируются ассоциации между временем дня и цифрой напротив. Он уже привык к кругу на экране, разделённому на четвертинки. Теперь не составляет труда объяснить ему, что такое четверть часа, полчаса или час. Обучение часам проходит безболезненно, быстро, превращается в игру.
    Эксперименты, длившиеся более 6 лет показали, что это имеет спектакулярный эффект в будущем, когда ребёнок идёт в школу. Дети, пользовавшиеся часами ПАМ ТИМ, намного организованней и самостоятельней своих сверстников. А ощущение самостоятельности значительно стимулирует процесс обучения ребёнка во всех областях.
  • stella
    помоему проще купить электронные часы
  • ILLYCH
    есть-ли программа для обучения детей определять время?
    кто знает, подскажите плиз... ;-)