На психотерапевтическом приеме с пятилетним мальчиком:
— Как ты думаешь, что такое застенчивость?
— Это, когда держишься за стенку, да?
Застенчивость — особенность, характерная как для детей, так и для взрослых. Быть застенчивым, значит — бояться общения, застенчивый человек видит в общении, особенно с незнакомыми людьми, угрозу. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что эта черта формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.
Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Одной из причин ее возникновения может быть заниженная самооценка или неуверенность в себе. Считая себя хуже, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие. Способность к общению — это проявление коммуникативных особенностей личности. А они в свою очередь состоят: из желания вступать в контакт с окружающими, умения организовать общение — слушать, сопереживать, решать конфликтные ситуации, из знания норм и правил взаимодействия с окружающими. Такой порядок в построении общения характерен для взрослых. У детей все наоборот — желание возникает только из знания правил и умения организовать общение. Часто детская застенчивость и замкнутость являются следствием того, что ребенка просто не научили общаться. Но для этого нужно только приложить усилие, и главное — желание и понимание…
Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка — значит, это не проблема. Возможно, это проявление особенностей темперамента — сдержанности, интроверсии. Многие дети справляются со стеснительностью и застенчивостью, приобретая разнообразный опыт общения.
Но если застенчивость мешает самому ребенку — знакомиться, отвечать на вопросы учителя, сдавать устные экзамены, — тогда необходимо вмешательство. Своевременное и очень деликатное.
Я благодарна своему преподавателю профессору Воронову за одну из его гениальных фраз, которую сейчас использую как девиз: «Нет хороших людей — есть люди, с которыми мне хорошо. Нет плохих людей — есть люди, с которыми мне плохо. Нет недостатков — есть то, что нас отличает друг от друга». Как, например, замкнутость, стеснительность, застенчивость. Любому родителю (да и просто человеку) важно помнить и донести до своего малыша — мы разные и мы имеем право на эту «разность». Возможно, какие-то отличия нашего ребенка и требуют коррекции и трансформации (заметим — не давления и переделки). Возможно, ему нужна просто адаптация к «окружающему миру». И застенчивость — опять-таки не недостаток, а особенность проявления его чувствительности, творческого архетипа — как только раскроется его творческий потенциал, появится и ощущение уверенности, в том числе и в общении. Роль родителей во многом в этом и заключается — в подготовке детей к выходу в социальное пространство. А проявления стеснительности чаще возникают в семьях с гиперопекой, у родителей, которые реализуются исключительно в ребенке. И подсознательно «привязывают» его к себе. Часто на психотерапевтическом приеме мамы проговариваются — «мы» ходим в садик, «мы» занимаемся рисованием, «мы» научились… И здесь нужна работа именно с мамой, чтобы, наконец, отпустить ребенка, дать ему прочувствовать свое «Я». Ведь самостоятельности невозможно научить, ее можно только предоставить.
Существует теория, согласно которой ребенок после шести лет должен «проживать» одновременно три социальные роли — группы. Например, школа, двор, кружок или секция — в каждой группе он приобретет свой опыт, где-то будет ведущим, где-то ведомым. Поведенческий кругозор ребенка расширится. Следовательно, он приобретет и навыки общения.
Также застенчивость проявляется в тех семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания. Где собственное чадо как в прокрустово ложе вгоняется в стереотип «идеального ребенка». Где его недостатки (не принимаемые как «отличия») высмеиваются и существует жесткая система поощрений и наказаний.
Я часто спрашиваю у родителей, что любят их дети, о чем мечтают, что рисуют, что они, родители, любят в своих детях (заметим — не за что любят, а именно что любят) зачастую взрослых эти вопросы приводят в замешательство. Присмотритесь к рисункам своих детей. Еще в 19 веке рисунок был назван «основным путем познания». В нем при желании вы сможете увидеть то, что ребенок хочет, но не может рассказать о своем состоянии. Есть очень простая методика психологического исследования — рисунок человека, себя. На приеме, играя с маленьким пациентом, я изображаю фотографа, делающего снимок «модели» (ребенка), и прошу потом эту фотографию нарисовать. Если фигурка человечка слишком мала, расположена где-то в углу, «у стенки», — это говорит о том, что в настоящий момент (а любой тест отражает ситуацию текущего момента) ребенок неуверен в себе, застенчив, стремится стать незаметнее… В этом случае необходимо приложить усилия для того, чтобы малыш почувствовал психологическую безопасность.
Если вы видите, что у вашего ребенка возникают трудности в общении, проанализируйте свое поведение, возможно, пришло время скорректировать методы воспитания. Сами оставайтесь в любых ситуациях, связанных с ребенком, спокойными, доброжелательными и невозмутимыми. Не называйте малыша застенчивым. Любой ярлык запускает определенную программу в нашем подсознании. Не сравнивайте с другими. Даже про себя. Ребенок все равно почувствует, что не соответствует нарисованному вами «образцу». Результат — ощущение еще большей незащищенности и неуверенности.
В новом окружении ребенок может испугаться, попроситься на руки или ухватиться за вашу одежду. Не привлекайте к его поведению внимания. Подождите, когда малыш почувствует уверенность, он сам отпустит руку или станет на ножки.
Застенчивые дети не любят сюрпризов — старайтесь готовить их заранее к предстоящим событиям, даже незначительным и, с вашей точки зрения, приятным.
Задействуйте все свои творческие способности — почаще играйте в ролевые игры, играйте с пальчиковыми или другими куклами. В сказке, театральной постановке отрабатывайте разные ситуации. Например, разговор в автобусе с кондуктором или поиск туалета в театре.
Вместе с ребенком (не за него, а именно вместе) выбирайте для него «ответственность» — например, за то, что в доме всегда будет хлеб, газета с программой и т. п. в зависимости от возраста. Это прибавит маленькому человеку ощущение значимости, повысит самооценку, разовьет коммуникативные навыки, а к тому же он будет приобретать опыт оперирования деньгами.
Попросите ребенка о помощи в вашем присутствии: узнать у прохожего, который час, вызвать по телефону такси, ответить на телефонный звонок или самостоятельно позвонить родственнику… Вообще, полезно советоваться с детьми, но только в том случае, если вы готовы следовать их советам.
Будет замечательно, если вы подготовите домашний концерт с билетами, программкой, с несколькими приглашенными из ближайшего окружения зрителями. Ведущим актером, которого встретят аплодисментами, конечно, будет ребенок. Если малыш любит рисовать, можно устроить в коридоре галерею его работ…
Занимайтесь собственной реализацией и помните: «Вы (родители) — луки, из которых ваши дети, как стрелы, посланы вперед…." (Поэма «Пророк». Дж. Х. Джебран).