Еще не так давно существовала стандартная формула — чтобы ребенок вырос всесторонне развитым, нужно чтобы кроме школьной программы он изучал еще музыку и английский. Безусловно, это очень полезно, но достаточно ли для того, чтобы вступить в жизнь, где необходим здравый смысл? Каждое лето тысячи мам, у которых дети достигли возраста 6–7 лет, толпятся в школьных дворах, переживая и обмениваясь информацией. Какая школа лучше? Какая учительница добрее? Спросите у любой: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок просто окончил школу, хорошо усвоив школьную программу, или чтобы в вашим ребенке (кроме прочных знаний) развились его личные природные способности, которые, может быть, еще никак не проявились к 6 годам?». «Конечно второе!» — ответят вам. И этого вполне можно достичь. Такие цели ставит перед собой Вальдорфская (Штайнеровская) система образования.
В Вальдорфских.школах вы никогда не столкнетесь при поступлении с сортировкой первоклашек на три сорта. Каждый важен. И каждый талантлив. Здесь маленький человечек не «результат наследственности и внешнего воздействия», а уникальное, неповторимое творческое начало. Каждый из нас ощущает в себе свое неповторимо «Я». Почему же мы отказываем в этом детям?
Наши ребятишки смотрят на первого учителя, как цветы подсолнуха на солнце. Его авторитет порой затмевает авторитет родителей. Важно, с каким настроем он идет к детям. Разве вы хотите, чтобы в вашем малыше он видел лишь «материал для обработки», который надо привести к определенному стандарту?
В Вальдорфских школах атмосфера совсем другая. Здесь основная цель — развить способности каждого ученика, и укрепить его веру в свои силы. Много внимания уделяется развитию инициативы, творческого подхода и чувства ответственности. Школа предлагает такой способ познания мира, который исключает чувство отчужденности от него.
Да. Вы правильно поняли. Вальдовфская система в значительно большей степени нацелена на развитие природных способностей ребенка, чем на просто передачу знаний. А результат поражает: средний бал выпускников В.школ выше, чем в среднем по стране, также как и процент поступивших в ВУЗы.
Но не это основной предмет гордости системы. Удивлены? Думаете: «Что может быть важнее знаний?». Умение ими пользоваться. Как говориться «умный не тот, кто много знает, а тот, кто умеет связать».
Как же этого достичь? Важно в самом начале обучения сформировать у ребенка правильное представление о мире в целом. Тогда он и отдельные предметы воспринимает легче, и связь между ними чувствует, и причины понимает. Но и этого не достаточно. Разнообразие культур — великое богатство человечества. Здесь учат не только понимать и уважать их, но и уметь взаимодействовать с ними. Достигнув этого, он будет уверенно чувствовать себя в любом социальном окружении. Подтверждает это тот факт, что среди выпускников Вальдорфских школ нет безработных. Они лучше не только образованы, но и подготовлены к жизни. Вот это и есть основной предмет гордости этой системы. На территории бывшего СССР такие школы стали создаваться с 1989 года. Их количество растет. В настоящее время проходят регулярные семинары в России, Украине, Казахстане, Латвии, Литве, Грузии и популярность их велика. Только в России Вальдорфские школы открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани, Самаре, Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске и это далеко не полный список. Еще больше открыто детских садов.
Думайте, решайте, и помните: судьба вашего ребенка зависит не столько от количества усвоенных знаний, сколько от того, насколько близко к действительности его мышление.