5 — 3 месяца
Гуляние: а-аа, г-у, ш-и, бу-у, эи и др.
4 месяца
«свирель»: аль-ле-е-лы, аты-аы и т. п.
7 — 8,5 месяцев
Лепет, произносит слоги: ба-ба, да-да-да и т. п.
8,5 — 9,5 месяцев
модулированный лепет: повторяет слоги с разнообразными интонациями.
9,5 — 1 год 6 месяцев
Слова: ма—ма, ба-ба, ам-ам и т. д.
Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т. п.
1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев
Попытки связать два слова в фразу («мама дай»). Появляются повелительные слова («иди, иди»; «дай, дай!»)
1 год 8 месяцев — 1 год 10 месяцев
Появляются формы множественного числа.
1 год 10 месяцев — 2 года
Лексикон содержит до 300 слов. Больше всего существительных, союзов нет.
1 год 6 месяцев до 2 лет
Первый период вопросов: «Что это?»
3 — й год жизни
Словарный запас активно пополняется. Появляются многословные фразы.
4 — 5 лет
Характерны длинные фразы, монологи. Появляется речь шёпотом, в 5 лет — речь «про себя», то есть внутренняя.
Второй период вопросов: «Почему?».
Практические советы по развитию речи
Постоянно описывайте словами всё то, что происходит и находится вокруг.
Сопровождайте словами все свои действия, например, с кулаками и игрушками. А когда ребёнок начнёт за вами повторять, спрашивайте его, что он делает. В конце концов, от ответов, состоящих сначала из звуков, затем — из одного слова, он постепенно перейдёт к фразам.
Начинайте учить малыша тем словам, которые используются при счёте. Считайте всё, что видите: пуговицы на кофточке, лепесточки на цветке, кружочки на чашечке, пальчики…. Сам ребёнок считать, естественно, не будет, но звучание слов ему будет нравиться.
Уделяйте внимание нужным словам: «на», «под», «над», «вверх», «вниз». Играйте: заглядывайте «за», залазьте «под», поднимайтесь «вверх» и т. д. Специально делайте ударение на имени ребёнка, и на том, где он находится.
Изучайте собственное тело. При этом начинайте показывать сначала крупные части тела: голову, живот; потом — локоть, колено; и наконец — ресницы, брови, зубы. Смотрите в зеркало во время игры. Можно использовать куклу для показа частей тела, а малыша спрашивать, как что называется. Нарисуйте фигурки людей. Это детям очень нравится. Побуждайте ребёнка говорить вам, что изобразить. Пусть покажет части тела на рисунке.
Помните о пальчиковой гимнастике. Давно доказано, что от развития мелкой моторики рук ребёнка зависит развитие его речи: пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи добиться не удастся. Поэтому пусть малыш катает шарики из пластилина, мелко рвёт бумагу, складывает пирамидки, матрёшки, играет с бусами, пуговицами (застёгивает и растёгивает их), делает узлы, игнорирует. Играйте с ним в «пальчиковые игры» — песенки и считалки, которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Например:
а) Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — наш малыш
А зовут его… (Имя).
б) Пальчик — мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
в) Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше,
Не спеша, не спеша.
Чистота всего дороже,
Мы и зубы чистим тоже
Порошком, порошком.
г) Ручки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок!
д) Мы играли, мы играли,
Наши пальчики устали.
е) Тук, тук, молотком,
Строим, строим
Новый дом.