Больше половины всех жалоб при обращении к детскому психологу звучат примерно так: «Ребенок совершенно не думает о порядке! Если я не уберу, то игрушки (книги, тетради, дискеты) и одежда будут валяться в самых неожиданных местах месяцами. Говорить об этом бесполезно: он меня как будто не слышит!». Голубая мечта всех родителей — чтобы ребенок был аккуратным, убирал в своей комнате, складывал одежду перед сном, мыл за собой посуду. Возможно ли это?
Если вы вспомните все замечания, претензии и требования, звучащие в адрес ребенка в течение суток, то наверняка с удивлением заметите, что львиная доля их приходится именно на тему чистоты и уборки. И все как горохом об стену, ну не хотят наши дети понять важность сего процесса. Лень или уверенность, что кто-то сделает это за них? А может, мы, взрослые, что-то делаем здесь не так?
На самом деле потребность видеть вокруг себя чистое, убранное помещение появляется у детей довольно поздно. Собственно, к этому времени они уже и не дети и даже не подростки. Желание наводить порядок самым естественным образом формируется обычно после подросткового возраста. Зачастую — только когда человек заводит свою семью и строит собственное жилище. Пока ребенок живет на территории взрослых и, хотим мы того или нет, занимает подчиненное положение, он ни за что вокруг себя не отвечает. И это нормально. Безусловно, каждый из нас может вспомнить пару-тройку примеров из жизни друзей и знакомых, в чьих семьях живут дети-аккуратисты, предмет гордости родителей и зависти окружающих. Но это скорее исключение из правил. Эти детишки с ранних лет любят расставлять все по своим местам и наводить порядок вовсе не благодаря правильному воспитанию, а исключительно в силу особенностей характера. Это, как правило, маленькие педанты с ярко выраженным флегматичным темпераментом. Обратной стороной медали при этом является страх перед любым нарушением привычного течения событий, отступлением от правил и отсутствие непосредственности в поведении, безынициативность и неумение азартно предаваться игре со сверстниками. Дети, которые увлеченно играют, не в состоянии, выйдя из игры, резко вернуться к скучной повседневности, поэтому игрушки остаются там, где их оставили. Так что, дорогие родители, прежде чем «нападать» на своих чад по поводу неаккуратности и стремления все вокруг себя превратить в хаос, запомните: нежелание наводить порядок — это возрастная норма, в то время как наличие подобных навыков — скорее приятное исключение.
Но это вовсе не значит, что мечту приучить своего ребенка к порядку надо забыть до лучших времен. Просто цель вашего воспитания в этом направлении будет звучать несколько иначе: могут ли родители облегчить себе (именно себе!) жизнь, и если да, то как? Безусловно, могут. И начинать надо действительно рано — уже с двух-трех лет. Только при этом необходимо, во-первых, помнить то, о чем говорилось выше, а во-вторых — соблюдать несколько правил, о которых мы будем говорить ниже.
Правило первое. Как вы уже поняли, естественного различия чистого и неубранного помещения ребенок не замечает. Поэтому бесполезны утверждения типа «Посмотри, как у тебя в комнате грязно! Этого не должно быть!» Ребенок в возрасте двух-четырех лет если и соглашается делать что-то «как большой», то только «покупаясь» на мотив подражания вам и потребность в вашем одобрении, стремясь быть взрослым. Именно на это вам и стоит опираться в своем желании воспитать у малыша аккуратность. Это должна быть игра, подражание вашим взрослым действиям, причем действиям совместным. Моет мама пол — пусть и малыш повозит по полу тряпочкой. Моет бабушка посуду — дайте и ему подержать что то, что трудно разбить даже при очень большом желании. Папа пылесосит — пусть малыш подержится за ручку пылесоса рядом с большими папиными руками. Или пусть нажмет кнопку включения пылесоса — это вообще сплошной восторг в таком возрасте. Просто ставьте ребенка рядом с собой и показывайте, что и как надо делать (основной механизм воспитания в этом возрасте — подражание). Личный пример намного действеннее, чем многочисленные поучительные истории о «хороших и плохих детях». Однако тут есть одно небольшое «но». Приучение к каким-либо навыкам предполагает наличие их и у других членов семьи. Если дом содержится в порядке, рано или поздно ребенок естественным образом подтянется к этому уровню в личных привычках. Если же «рабочий беспорядок» в вашем доме — дело обычное и полы моются от случая к случаю, то вряд ли стоит лицемерно призывать малыша к регулярной уборке: он будет реагировать только на то, что видит «по факту».
Правило второе. Если есть возможность, то лучше ограничить территорию, на которой ребенку разрешено играть: исключить кухню, ванную, спальню родителей, их рабочие столы. У каждого члена семьи должна быть своя территория, и у малыша в том числе. Кроме того, площадь, с которой вам придется собирать игрушки, заметно уменьшится.
Правило третье. Уборка не должна прерывать игры или препятствовать ее продолжению. Ведь для нас это просто игра, а для ребенка — самое важное занятие в жизни, поэтому отнеситесь к нему с уважением. Если он оставил на полу недостроенный замок из кубиков, убрать его — означает прервать творческий процесс, который может уже не возобновиться. Неуместно начинать уборку, если у ребенка гости, как и отрывать его от какого-нибудь интересного занятия. В этом случае уборка будет иметь негативный эмоциональный оттенок, что вряд ли пойдет на пользу.
Если вы взялись за уборку в детской, то лучше не делать это в отсутствие ребенка или без его участия. Понятно, что его вклад будет пока невелик и больше похож на попытку все испачкать опять. Потерпите: совместное действие здесь очень важно, у малыша не должно создаваться впечатление, что кто-то выполнит за него его обязанности. И не ругайте его — он старается как может. Наоборот, как можно чаще хвалите маленького помощника за любые мелочи в процессе уборки. Пусть даже он просто держит мешок для игрушек, пока вы их туда складываете, или достает что-то закатившееся под диван, что взрослому достать трудно. И обязательно скажите малышу о том, что без него вы бы не справились.
Хорошо бы закрепить за ребенком одно или несколько дел, которые в семье выполняет только он. Пусть это будет один цветок, который надо регулярно поливать, или полочка в комнате, с которой только малышу доверено вытирать пыль. Это очень важный шаг. Ребенок окончательно начинает себя чувствовать «как взрослый» в нелегком деле поддержания чистоты.
И, наконец, последний совет: не ждите немедленных результатов, не рассчитывайте на скорый эффект в воспитании аккуратности у маленького ребенка. Девиз этого важного и непростого дела, пожалуй, звучит так: «ждите ответа». И если все сделано правильно, то «ответа» вы наверняка дождетесь.