«А ты уже записала своего на массаж?» — спрашивают новоиспеченную маму более опытные подружки. То, что любому младенцу нужен массаж, даже не подвергается сомнению. Продолжение сценария — мама записывает чадо на массаж, до них доходит очередь, они ходят в поликлинику в то время, которое им назначили, часто это никак не вписывается в расписание ребенка, на массаже он орет… Иногда дело даже кончается отказом от груди. Мама же думает, что она выполняет свой долг.
Конечно, далеко не всегда все так плохо. Большинству детей массаж нравится, и бывают хорошие массажистки и в городских поликлиниках. С другой стороны, бывают и недобросовестные «платные» специалисты, которые будут убеждать вас, что ребенок плачет, потому что массаж эффективен, что, мол, так и должно быть. И здесь «обычная преданная мать» (по терминологии британского психоаналитика Дональда Винникота) не поддастся «идеологической интоксикации» и увидит, что ее ребенку плохо. Для этого мама должна доверять самой себе, своим инстинктам, своему ребенку и не стремиться быть идеальной.
Но важны не только чувства ребенка по поводу массажа, но и соблюдение важнейшей вречебной заповеди «не навреди». «То, что сейчас творится в страховой медицине, когда ребенку столько-то раз в год положен массаж, и родители любой ценой его выбивают, совершенно никуда не годится, — говорит Дарья Архипова, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, сотрудник Центра лечебной педагогики, где родителям помогают растить детей с нарушениями психомоторного и речевого развития. — Массаж должен производиться по строгим показаниям, когда мы хотим выправить конкретную функцию и знаем, что компенсаторных сил самого ребенка для этого недостаточно». Дело в том, что до трех-четырех месяцев у малыша в основном развиваются вегето-сосудистая система и рефлексы. В этом возрасте его ответ на массаж будет в основном рефлекторным, предсказуемым, поэтому ему трудно навредить, и можно что-то поправить, например, скорректировать мышечный тонус. А с четвертого месяца у детей начинает формироваться сенсомоторный ответ, и реакция ребенка на массаж становится более эмоциональной. Здесь может оказаться, что какие-то отклонения от нормы (например, повышенный тонус ножки или ручки) являются способом самокомпенсации, например, нарушений в структурах головного мозга, которые еще не исчезли на первом этапе, а массажист будет этот тонус «убирать», таким образом мешая естественным механизмам.
Другое дело — материнский массаж. Мама не может навредить ребенку, если она делает массаж не как профессионал, а из желания телесного контакта с ребенком, чтобы сделать ему приятное. Нет сомнений, что массаж сам по себе — полезен. Он «работает» с тем из пяти чувств ребенка, которым он в раннем возрасте лучше всего познает мир — с осязанием. С другой стороны, именно по этой причине ребенок может не захотеть получать столь «острые» ощущения от чужой тети. По опыту многих мам, ребенок будет без опаски относиться к специалисту, если сама мама доверяет массажисту, настроена дружелюбно. Однако бывает, что и при этих условиях малыш непрестанно кричит: он еще просто не дорос до того, чтобы подпустить к себе чужого. В этом случае встает вопрос — каковы показания к массажу, насколько он необходим ребенку, не может ли мама сама делать его. А может быть, нужно просто сменить специалиста. «Ребенок не должен плакать, — говорит Елена Гинзбург, невропатолог Центра лечебной педагогики. — Опытный специалист должен знать, как делать массаж, чтобы это не было больно». Конечно, ребенок может немного поплакать на первом сеансе, если он менее общительный, то даже на втором, но постоянного плача быть не должно.
Вот случай из жизни: в одну семью массажистка пришла в красном свитере и крепко надушенная. Ребенок трех месяцев проплакал весь первый сеанс. Когда она на следующий день пришла в том же свитере и духах, малыш зашелся в рыданиях, только завидев ее в дверях. Мама не постеснялась отказаться от услуг массажистки тут же.
«Приемам обучиться может любой человек, но если руки недобрые, ничего не получится», — вот мнение Татьяны Байбаковой, врача-физиотерапевта 9-го лечебно-диагностического центра Министерства обороны РФ.
В тех случаях, когда речь не идет о лечении конкретного заболевания, например, при повышенном либо пониженном мышечном тонусе, что часто наблюдается у детей первых месяцев жизни, с массажем вполне может справиться сама мама. Раньше, когда в поликлиниках не было ставок массажистов, врачи-педиатры учили мам делать оздоровительный массаж. Сейчас это должны делать в комнате здорового ребенка, но не в каждой поликлинике она укомплектована специалистами. На Западе, где стоимость услуг в целом гораздо выше, чем в России, люди среднего достатка даже не помышляют о том, чтобы нанять массажиста. Зато на каждом шагу есть курсы обучения родителей детскому массажу. Наверное, скоро так будет и в Москве и других больших городах. Но и сейчас издается достаточно книг по детскому массажу, подобные руководства доступны в Интернете. В этих источниках всегда указываются какие-то простейшие правила (например, нельзя массировать область печени и внутреннюю поверхность бедер), противопоказания для массажа (например, кожные заболевания, а также любое острое заболевание или хроническое в стадии обострения).
Вот какой массаж советует на лекциях для врачей Борис Алексеевич Архипов, врач-педиатр, а также детский невропатолог, профессор и заведующий кафедрой Клинических основ специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педагогического университета. При каждом переодевании малыша мама может массировать пальчики на ножках и на ручках ребенка начиная с мизинца, от периферии к центру растирая каждый пальчик, двигаясь по суставам. Такой массаж способствует развитию всех систем организма.
Здесь так же, как и в немедикаментозном лечении, встает вопрос — а готова ли мама сама заниматься этим, уделять массажу время и силы. Если да, то это окупится сторицей — увеличение телесного контакта с ребенком всегда улучшает его состояние, а бывают случаи настоящего исцеления. Например, девочке после стремительных родов был поставлен диагноз «гемипарез» (паралич одной половины тела), были прописаны уколы и массаж. Однако она заходилась в истерике при виде человека в халате. От уколов мама сразу отказалась, а массаж малышке, немного поучившись, делала 12-летняя сестра. Сейчас эта девочка — кандидат в мастера спорта по настольному теннису, хотя ей предрекали инвалидность. (Мы не призываем обходиться без помощи специалиста при тяжелом заболевании, просто приводим этот пример как доказательство того, на что способны прикосновения.)
В отношении массажа надо помнить, что активные движения полезнее пассивных. Гораздо эффективнее разминания и поглаживания будет, если ребенок потянется за игрушкой, а мама подложит ему руку под пяточки, и он оттолкнется ножками. Другими словами, массаж неотделим от гимнастики.
Если у ребенка серьезные проблемы со здоровьем — нужны услуги специалиста. «В идеале массажист должен работать в контакте с врачом, в постоянной связи с ним, — говорит Елена Гинзбург. — Настоящий специалист смотрит на ответ ребенка, видит малыша в динамике. Так, чем тяжелее заболевание у ребенка, тем более постепенно нужно вводить массаж. Сначала через день, а не так, как делают обычно — пять дней через два».
Выбор специалиста — отдельная тема. Основная идея: педиатр (или невролог), которому доверяет мама, и массажист, которому доверяет этот врач. По общему правилу, детский массажист не должен быть взрослым, детский массаж не должен быть глубоким мышечным массажем, который делают взрослым.
Итак, профессиональный массаж — не всегда благо, и не нужен ребенку любой ценой. Мамины же прикосновения — залог нормального развития малыша. Если специалист, которому вы доверяете, считает, что ребенку нужен профессиональный массаж, ищите хорошего массажиста и не бойтесь его менять.
http://www.ourbaby.ru