«Один мальчик очень печалился, что к нему не пришел его друг поиграть. Мама, желая его утешить, сказала:
— Ну давай поиграем вместе. Разве мы не можем поиграть?
А он ей ответил:
— Да, мне нужно ребенков, а ты не ребенок».К.Чуковский. «От двух до пяти»
У каждого родителя на подсознательном уровне присутствует желание оградить своего малыша от всего страшного и дурного, максимально отодвинуть во времени, а по возможности и предотвратить столкновение с трудными сторонами жизни. Сейчас немало говорится об индивидуальном подходе в развитии и обучении детей, начиная с самого раннего возраста. Ведь способности и темперамент у наших малышей разные от рождения. Один кроха — общительный и активный — с жадностью познает мир, другой, закрытый и застенчивый, предпочитает держаться поближе к маминой юбке. Родители, которым позволяет материальный достаток, нанимают нянь, гувернанток. У кого-то возможности поскромнее, зато есть бабушки и дедушки, которым можно доверить заботы по воспитанию внуков до школы. И все-таки неизбежно наступает момент, когда неистощимая детская энергия и любознательность берут свое, и общения в узком домашнем кругу малышу становится недостаточно.
В последнее время неоднократно звучат заявления о том, что неплохо было бы сделать посещение детсадов дошкольниками обязательным. Побыв в детском саду в течение года-двух, дети быстрее и лучше адаптируются к новым, уже школьным условиям. Психологи с этим мнением согласны и также советуют отдавать ребенка в детсад как минимум за год до школы. Именно такой срок, по их мнению, потребуется дошкольнику, чтобы физически, психически и социально подготовиться к следующей ступеньке в самостоятельную жизнь.
И все же от друзей и знакомых мне не раз приходилось слышать, что поход в детский сад для их ребенка — ежеутренняя трагедия. А когда я говорю, что нашей семье эта проблема незнакома, мне, как правило, не верят, заявляя, что таким образом я просто пытаюсь сама себя успокоить. Нет, случается, конечно, что дочь просыпается без настроения и капризничает — ей хочется побыть дома и поваляться подольше в постели. Причина проста: накануне вечером долго не могли уложить ее спать. Но чтобы это превращалось в трагедию?.. Такого не бывает, несмотря на то, что посещает ребенок самый обычный детсад. Наоборот. Если по какой-то причине мы сидим с ней дома несколько дней подряд, то дочь начинает канючить и рассказывать, как соскучилась по своим друзьям и воспитателям; складывает игрушки, которые обязательно надо будет взять с собой в сад, чтобы показать деткам. Вспоминает, какие красивые ракушки принесла ей воспитательница Светлана Григорьевна, какую сказку читала Светлана Васильевна и какие замечательные прически умеет делать нянечка — Людмила Григорьевна.
Наслушавшись таких «рекомендаций» от своей дочери, я отправилась в детсад № 701 г. Киева, чтобы поговорить с его заведующей Ольгой Степурой о том, действительно ли дошкольнику так нужен детский сад. Ведь, помимо всего прочего, это, пусть и небольшая, но все же дополнительная статья расходов для родителей. Разве не может ребенок получить необходимые навыки общения, играя со сверстниками в своем дворе?
— Я считаю, что детсад дошкольнику нужен, — говорит Ольга Ивановна. -Бабушка, конечно, может научить любить, но, как правило, помимо внуков, у нее есть еще и множество других забот. И потом, в силу возраста она просто устает от неуемной активности познающего мир малыша. А в детском коллективе даже самого обычного сада ребенок узнает много нового — учится рисовать, лепить, делать аппликации. В нашем саду, например, почти все дети поют, танцуют, читают стихи. Наш музработник Елена Лисовская с удовольствием готовит всевозможные утренники и старается задействовать в них каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
Ну, а самое главное — в детском саду дети учатся общаться со сверстниками, привыкают жить и работать в коллективе. Я заметила, что дети, которые пришли в первый класс из семьи, менее организованны. Привыкать к новым условиям им было сложнее, период адаптации занимал не меньше месяца.
Сегодня обычные детские сады г. Киева работают по двум программам — «Дитина» и «Малятко». Последняя, по которой, кстати, работает и сад № 701, разрабатывалась Институтом психологии. Ее основной принцип — не учить и воспитывать, а развивать заложенное в ребенке природой, помогая ему познавать окружающую действительность через то, что ему близко.
Занятия предполагают групповой и индивидуальный подход. Если кто-то из детей не хочет в это время резать, лепить, рисовать, его никто не заставляет. Он может просто поиграть.
Кстати, программа «Малятко» построена на игровых принципах. Играя друг с другом, дети постигают мир взрослых, его ценности и культуру, осваивают социальные роли и модели поведения. В игре ребенок отображает значимые для него события и факты, примеряя их на себя и приобретая бесценный опыт взаимодействия с окружающими людьми.
— Кроме того, — добавляет Ольга Ивановна, — при поступлении в школу многие наши дети уже умеют читать и считать. Официального указания о том, что дети должны уметь это делать до школы, нет. Но в саду есть занятия, предусматривающие подготовку к обучению чтению. Дети должны знать определенное количество звуков — гласные и согласные, уметь составлять слоги. Воспитатели должны научить их сливать слоги в слова. И все. Но поскольку звукопроизношению уделяется большое внимание, то воспитателям намного проще научить детей, соединив звуковой анализ слов с чтением.
Далеко не у всех родителей есть возможность отдать ребенка в частный детский сад. Чаще малыша (особенно до трех лет) стараются отдать в сад поближе к дому. Но и возле дома таких детских учреждений может быть несколько. Как определиться, на что стоит обращать внимание прежде всего?
Ольга Степура считает, что в хорошем садике должны быть на уровне и материальная база, и руководитель, и повара, а самое главное — педагогические кадры, поскольку дошкольное учреждение держится главным образом на личности воспитателя. Готовить ребенка к детскому саду необходимо заранее: познакомить его с обстановкой, с воспитателями, няней. Оставить малыша в группе сначала на пару часов, а потом постепенно увеличивать это время.
Бояться, что малыша кто-то обидит, не нужно. Он должен учиться постоять за себя. Дошкольник осваивает мир, в который пришел и в котором будет жить, старается его понять, усвоить принятые модели поведения и взаимодействия с окружающими. И чем раньше ему удастся это сделать, тем естественнее пройдет процесс адаптации.
Однажды я услышала такую фразу: «Детей надо учить всему, в том числе и уважению, любви к ближнему, иначе придут другие учителя и научат ненависти». Ну, а чему может научить ребенка улица?