Прикорм во время кормления грудью.

Модификация животного молока

Поскольку в коровьем молоке содержится больше растворенных веществ, чем в грудном молоке, для уменьшения их концентрации его нужно разбавлять кипяченой водой. Это отрицательно влияет на энергетическую плотность, поэтому необходимо добавлять сахар.

Для детских питательных смесей домашнего приготовления ВОЗ рекомендует следующий рецепт:

  • Вскипятить 70 мл воды.
  • Добавить 130 мл кипяченого коровьего или козьего молока, чтобы получить 200 мл смеси.
  • Добавить 1 чайную ложку без верха (5 г) сахара.

Этот рецепт можно также использовать, если молоко приготовлено из консервированного цельного сухого молока.

Молоко следует приготовить по инструкции, указанной на этикетке, а затем модифицировать в соответствии с приведенным выше рецептом.

Козье молоко модифицируется таким же образом, как и коровье молоко. Но овечье молоко имеет очень высокое содержание белков, и поэтому разбавлять его нужно больше. Для модифицирования овечьего молока нужно использовать следующий рецепт:

  • Вскипятить 100 мл воды.
  • Добавить 100 мл кипяченого овечьего молока, чтобы получилось 200 мл смеси.
  • Добавить 1 чайную ложку без верха (5 г) сахара.

Как и в коровьем молоке, в козьем и овечьем молоке содержится мало железа и витамина D, а также мало фолата по сравнению с грудным и коровьим молоком. В то время как в козьем молоке сравнительно мало витамина, А, в овечьем молоке его содержится больше, чем в коровьем.

Немодифицированное козье и овечье молоко не следует давать детям до 1 года, да и потом можно давать его только при условии, что приняты меры предупреждения недостаточности минералов и витаминов наряду с мерами обеспечения микробиологической безопасности.»

Рекомендации по введению прикорма

 — его следует вводить с 6 мес, поскольку с этого времени грудное молоко не удовлетворяет 100% потребностей растущего организма. Но введение прикорма не означает прекращения грудного вскармливания.

«Если выразить вклад прикорма в приблизительных процентах от суммарных суточных потребностей и принять в качестве исходного некоторый диапазон величин потребления грудного молока в период введения прикорма, продукты для прикорма должны обеспечивать 5v30% потребностей в витамине, А, 20v45% в белке, 50v80% в тиамине, 50v65% в рибофлавине, 60% в кальции, 85% в цинке и почти 100% потребностей в железе. Грудное молоко представляет собой чрезвычайно ценный источник пищевых веществ еще долгое время после того, как оно перестает быть единственным их источником.»

— если не грудь-то не бутылочка с соской и даже не ложка, а чашка:

«Альтернативным методом кормления грудных детей, которые не могут кормиться грудью, является кормление из чашки. Этот метод особенно рекомендуется для детей, которые должны начать кормиться грудью позже, и в ситуациях, когда затруднена гигиеническая обработка бутылочек и сосок. Правильное кормление из чашки позволяет ребенку регулировать поступление пищи; не нужно лить молоко в рот ребенка.

Доводы в пользу кормления из чашки:

  • меньше риска неправильного прикладывания к груди;
  • ребенок при кормлении пользуется языком;
  • кормление из чашки ведет сам ребенок, распределяя прием пищи по времени и по количеству;
  • чашки безопаснее бутылочек, так как их легче мыть мылом и водой;
  • чашки меньше, чем бутылочки, носят с собой, поэтому меньше возможности для размножения бактерий;
  • для кормления из чашки нужно, чтобы мать или другое лицо, ухаживающее за ребенком, держала ребенка или имела с ним больше контакта, благодаря чему создается больше психологического стимулирования для ребенка, чем при кормлении из бутылочки;
  • кормление из чашки лучше, чем кормление из чашки ложкой, потому что кормление ложкой требует больше времени, и мать может прекратить кормление прежде, чем ребенок насытится.

Кормить ребенка из чашки нужно следующим образом:

  • Держите ребенка у себя на коленях в сидячем положении вертикально или полувертикально. Одной рукой поддерживайте спину и шею ребенка.
  • Поднесите маленькую чашку с молоком к губам ребенка. Наклоните чашку так, чтобы молоко едва доходило до губ ребенка. Чашка легко налегает на нижнюю губу ребенка, а края касаются наружной части верхней губы ребенка.
  • Маловесный ребенок начнет брать молоко в рот языком. Доношенный ребенок или ребенок более старшего возраста сосет или прихлебывает молоко, разливая некоторое количество. НЕ ВЛИВАЙТЕ молока в рот ребенку. Просто поднесите чашку к губам ребенка и пусть он сам его пьет.
  • Когда дети наедаются, они закрывают рот и отказываются есть больше. Грудной ребенок, который не наелся, может съесть больше в следующий раз, или же может понадобиться увеличить частоту кормлений. Не пытайтесь заставить ребенка выпить определенное количество. Пусть он сам решает, когда ему хватит есть.»

Прикорм нужен, и он должен вводиться постепенно

«Грудные дети не обладают физиологической зрелостью для того, чтобы перейти от исключительно грудного вскармливания прямо к пище с семейного стола. Поэтому для преодоления этого разрыва между потребностями и возможностями нужны специально адаптированные семейные продукты (пища переходного периода), причем необходимость в них сохраняется примерно до 1 года, пока ребенок не станет достаточно зрелым для потребления обычной домашней еды. При введении пищи переходного периода ребенок также сталкивается с разнообразными структурами и консистенциями, а это способствует развитию жизненно важных двигательных навыков, таких, как жевание.»

«Слишком раннее» начало введения прикорма имеет свои опасности, потому что:

  • грудное молоко может быть вытеснено пищей для прикорма, и это приведет к уменьшению выработки грудного молока, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;
  • грудные дети подвергаются воздействию болезнетворных микробов, присутствующих в продуктах питания и жидкостях, которые могут быть заражены, и тем самым увеличивают риск диспептических заболеваний и, следовательно, недостаточности питания;
  • угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий увеличивается вследствие незрелости кишечника, и из-за этого возрастает риск недостаточности питания;

Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно, потому что:

  • недостаточное поступление энергии и пищевых веществ от одного грудного молока может привести к задержке роста и недостаточности питания;
  • вследствие неспособности грудного молока удовлетворять потребности ребенка могут развиться дефициты микронутриентов, особенно железа и цинка;
  • может быть не обеспечено оптимальное развитие двигательных навыков, таких, как жевание, и положительное восприятие ребенком нового вкуса и структуры пищи.»

Время введения — от 6 мес (для железа) до года.

Нужно учитывать несоответствие энергетической ценности и объема прикорма:

  • «Для того чтобы улучшить питательные свойства и повысить энергетическую плотность каш и других объемных блюд, лицам, осуществляющим уход за ребенком, необходимо:
  • готовить с использованием меньшего количества воды и делать более густую кашу;
  • заменять большую часть воды (или всю воду) грудным молоком или детской питательной смесью;
  • сдабривать густую кашу добавлением, например, сухого молока, растительного масла или жира (не более одной чайной ложки на 100 г, чтобы не добавить лишнего), но ограничивать использование сахара, который не так насыщен энергией, как растительные масла или жиры;
  • добавлять богатые микронутриентами фрукты и овощи;
  • добавлять немного богатого белками продукта, такого, как кефир, яйцо, печень, мясо или рыба.»