Новорожденный малыш не умеет общаться, но постепенно он привыкает слышать ласковый мамин голос и уже к концу второго месяца жизни отвечает улыбкой на разговоры, активно демонстрируя свой голос. Его звуки от отрывистых становятся певучими, то есть кроха начинает гулить.
К концу третьего месяца малыш начинает проявлять потребность в общении, оживлённо двигая ножками и ручками, издаёт звуки.
К четырём месяцам у крохи появляется лепет в виде произнесения слогов «ма», «ба», который способствует тренировке дыхательного и голосового аппарата. Поэтому важно поддерживать лепет и обучать кроху подражанию различным звукам.
В пять месяцев малыш уже узнаёт голоса родных людей, различает интонацию голоса и лица знакомых и незнакомых взрослых. А в полгода ребёнок реагирует на своё имя. Разговаривая с шестимесячным малышом, важно отчётливо называть предметы, а новые слова нужно выделять голосом, повторяя фразу несколько раз.
Около семи месяцев кроха, услышав знакомое слово, начитает искать глазами предмет.
К восьми месяцам он выполняет разученные действия, к примеру: «до свидания» или «дай ручку». В девять месяцев ребёнок повторяет за взрослым слоги и пробует подражать их интонации.
От девяти месяцев до года — период речевого общения, и чтобы между предметом и словом формировались чёткие связи, нужно сопровождать действия речью. Также важно, чтобы у годовалого малыша была сформирована правильная реакция на слово «нельзя». Если у ребенка получилось произнести какое-то слово или его часть — не оставляйте это не замеченным, хвалите его, поощряя его таким образом к дальнейшим попыткам и успехам.