Болезнь ставит ребенка в особые отношения с окружающими. Складываясь стихийно, они вредят малышу, портят его. Родители спохватываются, когда кроха уже превратился в капризного домашнего тирана, и не могут понять: что же с ним такое? Он же был добрым, хорошим!
А «испортили» малыша взрослые, сами того не замечая. Хотя, разумеется, избежать такого печального педагогического результата можно и вовсе не трудно. Надо лишь с самого начала видеть в постоянных болячках вашего чада не только медицинскую, но и воспитательную и отчасти психологическую проблему.
Мамина принцесса
Липочка (полное имя Олимпиада) — очень крупная, неестественно полная девочка со странным выражением лица. Такое бывает у человека, объевшегося шоколадных конфет. Что-то брюзгливомрачное и в то же время пресыщенное. Надутые губки, взгляд исподлобья.
Липочка (ей скоро шесть лет) пришла с мамой. Визиту предшествовала долгая телефонная дискуссия: мама пыталась убедить меня приехать к ним домой. Я отвечал, что этого никогда не делаю. «Что, ваш ребенок плохо себя чувствует?» — «Сейчас уже нет». — «А в чем дело?» — «Девочка не привыкла никуда ездить. Она не хочет». — «Не хочет? Ничего страшного! Не всегда же делать только то, что она хочет!»
Мама выглядит крайне обеспокоенной. Прямо при дочери выкладывает о ней всю подноготную: девочка не хочет ничего делать, целыми днями слоняется по комнате, часами смотрит мультики. Очень капризная, грубит. Не желает ходить в «школу» (на подготовительные занятия), читать, хотя знает все буквы и читать умеет. Не хочет гулять во дворе без мамы. Объяснение: «Меня все обижают».
Началась история года полтора назад. У Липы оказался снижен иммунитет. Первые два года она хворала редко, а потом — просто не вылезала из болезней. Четыре воспаления легких, менингит, хронический насморк... Постоянно болела голова, горло. Одно время каждый день к вечеру температура повышалась до 38°С. Кому только ребенка не показывали! Наконец поставили диагноз и вроде бы вылечили. Но... девочку словно подменили. Была веселая, активная. А теперь — какаято маленькая старушка! Что с ней делать?
Говорится это с экспрессией, расстроенным тоном. На девочку мама не смотрит, будто не о ней речь. Но самое интересное, что и Липочка не обращает внимания на мамины слова. Привыкла, наверное. Сидит, насупившись, скосив глаза в угол.
Предлагаю девочке, пока мы разговариваем, собрать что-то из конструктора. «Не хочу!» — «А ты попробуй, это интересно». — «Я не умею!» Потом нехотя побрела к конструктору, присела, перебирая детали. Вдруг, перебивая меня, что-то спросила. Я не ответил, тогда она настойчиво повторила вопрос, громко и довольно грубым тоном. А мама ничего, молчит. Я снова не ответил, посмотрел на Липочку строго. Тогда она схватила несколько деталей конструктора и швырнула в угол. Села на свой стульчик, отвернулась. Мама только тяжело вздохнула: «Вот, полюбуйтесь. Если здесь она так себя ведет, представьте, какая она дома!»
Откуда берутся Липочки?
Дети в отличие от нас, взрослых, наделены удивительным умением приспосабливаться к любой ситуации и чувствовать себя относительно хорошо. Взрослому свойственно менять внешние условия под себя либо «уходить» и искать что-то более приемлемое. Если и это недостижимо, взрослый начинает плохо себя чувствовать.
Поэтому мы так томимся в очередях и не любим ждать. Ребенок же везде найдет себе занятие: подберет с пола какую-нибудь палочку, и давай с ней играть — и ему не скучно.
В этой удивительной внутренней гибкости, пластичности, способности адаптироваться к чему угодно — и сила детей, и слабость. Малыши, как тесто, принимают ту форму, какую им придадут люди (прежде всего самые близкие) и обстоятельства.
Что в этом смысле можно сказать о ситуации болезни? Как она «лепит» ребенка?
Во-первых, дети — существа по природе чрезвычайно деятельные — в этом случае обречены на пассивность. Активность малышей, даже внутренняя, особого рода. Взрослый может быть внутренне активен при полной внешней пассивности. Сидит человек в кресле и читает книгу. Но при этом он думает, чувствует, переживает, и ему интересно. Малыши такому еще не научились. Чтобы запустить внутреннюю активность, крохе нужно проявлять активность внешнюю: двигаться, куда-то лезть, что-то трогать. А тут — лежи себе в кроватке целыми днями, иногда и неделями. Для малыша неделя — как для нас год. Столько событий, переживаний она вмещает, если кроха здоров!
Во-вторых, заболевший малыш оказывается в центре внимания. Когда ребенок был здоров, взрослые занимались своими делами и уделяли ему не так много внимания. Теперь же они вьются вокруг, как комары, только им и заняты.
Малыш начинает ощущать себя центром вселенной, что педагогически очень опасно. Мудрое чадо понимает: меня «так любят» потому, что я болен. Значит, болеть хорошо!
Естественно, никто из детей сознательно такого вывода никогда не делает, однако подсознание малыша «рассуждает» именно так.
Ребенок «находит себя» в ситуации болезни! Она начинает ему нравиться!
Кстати, не только тело влияет на душу, но и наоборот. Хотя у каждого это бывает в разной мере. И если болезнь дает малышу некое удовлетворение, которого он в обычное время лишен (например, ему уделяют больше внимания, все прощают),то уже из-за этого болезнь может затянуться и усугубиться. Ребенку уже хочется болеть. Ведь так приятно, когда все тебя любят, вьются вокруг тебя!
В-третьих, взрослые открыто испытывают беспокойство. Но если это говорит о любви к ребенку, что тут плохого? Взрослые часто прямо при малыше делятся своими тревогами, говорят взволнованно-трагически. И не подозревают, что все это сильно влияет на ребенка.
Обеспокоенность взрослых сигнализирует подсознанию малыша: «Ага! Со мной что-то не в порядке! Я какой-то не такой! Дело плохо!!»
И ребенок поддается этому внушению, что лишь усугубляет его состояние.
Педиатры при своих юных пациентах держатся бодро и никогда не выказывают беспокойства! Конечно, для мамы или бабушки это не так просто. Но нельзя и постоянно «заражать» дитя отрицательными переживаниями.
В-четвертых, некоторые считают, что болеющего ребенка не грех и побаловать: что-нибудь ему этакое подарить, всячески хвалить. Для детки это, оказывается, очень выгодно! Так зарождается «комплекс инфанта»: своеобразный комплекс неполноценности в соединении со стремлением использовать положение к своей выгоде.
«Я слабый, больной, но это так хорошо и удобно, и другим быть я не собираюсь!» Заметим, что поведение взрослых вполне естественно и извинительно. Но вред, наносимый ребенку, огромен. Взрослым просто не всегда понятен педагогический и психологический смысл того, как их слова и поступки влияют на малыша. Стоит осознать это, и все можно будет поправить.
Разыграем по нотам
Прежде всего постарайтесь все устроить так, чтобы больной мог жить своей детской полноценной жизнью. Принимать лекарства и мерить температуру — не жизнь. Ребенок должен заниматься чем-то доступным и интересным. Большинству детей неподвижность только вредит. Если врач не возражает, не держите кроху в постели круглые сутки.
— Вам не терпится что-то купить малышу потому, что он болен? Пусть это будет развивалка, в которую можно играть прямо на ковре.
— Жизнь не должна казаться крохе унылой. Пусть каждый день приносит радость (книжку с картинками, мультик, интересную историю).
— В то же время не скрывайте, что болезнь малыша создает некоторые проблемы и его нужно лечить. Но говорите все это спокойным и деловым тоном. Ребенок — ваш сотрудник: он помогает вам вылечить себя самого.
— Говорите с малышом о болезни так, чтобы было понятно: болеть не страшно, с каждым может случиться, дело-то обычное, хотя и не очень хорошее, но в пределах нормы. Ведь бывают люди толстые и худые, высокие и маленькие. То же — здоровые и больные.
— Постоянно переключайте внимание крохи на нормальную жизнь: не говорите только о температуре или кашле. Обсуждайте игры, фильмы, события во дворе.
— Больному уделяют объективно больше внимания. Но ребенок должен знать: он нравится вам, когда здоров и бодр. В то же время близкие готовы ему помочь, если что-то случилось.
Малыш пришел в норму
Когда все образуется, посоветуйтесь с врачом по поводу закаливания. Это отличное средство и в педагогическом смысле. Закаляться — значит бороться за полноценную активную жизнь. Это воспитывает! Но закаливание не должно стать испытанием, стрессом. Все делайте постепенно.
Педагогу Льву Выготскому принадлежит открытие закона «обходных путей развития». Согласно ему, любая проблема в жизни ребенка вызывает к жизни скрытые возможности развития.
В данном случае тот, кто часто болеет и вынужден отказаться от беготни и прочих проявлений детской активности, в других отношениях развивается лучше. Важно лишь создать условия для этого. Больной — полноценный человек. То есть он тоже здоровый. Духовно! При условии, что мы сами не превращаем маленького человечка в больного не только телом, но и душой.