21 October 2008, 03:41:29

Копия №12

ПДД

Дети, живущие в городах, должны знать, какой свет светофора разрешает переход, задолго до поступления в школу. Ведь порой собственный двор превращается в шоссе

Не все родители придают значение обучению своих детей знакам и Правилам дорожного движения. А между тем, это одно из самых важных знаний, позволяющих ребенку позаботиться о своей безопасности. Некоторые родители ссылаются на то, что кроха всегда находится под присмотром взрослых, а в школе всему научат. Однако ситуации бывают разные, и лучше заранее подстраховать ребенка.

Красный свет — прохода нет!
Многие задаются вопросом — когда начинать рассказывать ребенку о дорожных опасностях? Как только кроха начинает ходить. Даже в то время, когда он передвигается, еще держась за мамину руку, грамотные родители начинают прививать малышу правила безопасности.
Во-первых, потому, что эти правила должны стать автоматическими, безусловными и не допускать сомнений в их правильности.
Во-вторых, ребенок, держащийся за руку, может в любой момент самостоятельно пойти и даже побежать. И, возможно, в сторону автомобиля. Сам процесс обучения лучше разбить на несколько практических уроков.

1-й этап. Всякий раз, когда идете с малышом по улице, обращайте его внимание на светофоры, дорожные знаки, зебры и прочее. Разъясняйте, где можно переходить улицу, а где нельзя, поясняйте свои поступки: «Вот загорелся зеленый свет, и мы с тобой переходим улицу». Дети с интересом смотрят на зеленых и красных человечков светофора, обращают внимание на звуковые сигналы светофора. Однако следует оговорить, что не в каждом светофоре «живут человечки» и не каждый светофор сигналит. Обратите внимание ребенка, что, несмотря на наличие светофора, вы оглядываетесь сначала налево, затем направо и проверяете наличие машин на дороге. Обязательно крепко держите малыша за руку, пусть кроха почувствует, что опасность рядом.

2-й этап. Постепенно включайте ребенка в беседу. Задавайте малышу вопросы: «Посмотри, сейчас можно переходить дорогу? Нет? А когда можно?» Постепенно усложняйте задачу, сознательно выбирая сложные переходы, ставя перед ребенком различные задачи.

3-й этап. Этот процесс представляет собой обучение Правилам дорожного движения в игре. Прежде чем начать играть, изучите с малышом настоящую улицу, иначе ребенок может разграничить игровую ситуацию и реальную. Важно, чтобы кроха, играя, понимал, что так же нужно действовать и в действительности. Такие веселые дорожные занятия с малышом можно проводить часто. Обычно крохи не устают от этого. Хорошо, если приобретете в магазине настольную игру по Правилам дорожного движения. Обычно в комплект входит карта с дорогами, фигурками пешеходов и знаками. Попробуйте сами соорудить обучающий материал. На листе ватмана нарисуйте гуашью и фломастерами дороги, поля и дома. Можно изобразить деревья, светофоры, переходы-зебры и знаки или смастерить их с помощью картона и зубочисток, чтобы перемещать вдоль придуманного маршрута.
Теперь возьмите несколько маленьких игрушечных машин и фигурок. Придумайте различные ситуации и проговорите с малышом, как должны себя вести водители, а как пешеходы. Для занятий пригодятся и конструкторы: можно вместе с ребенком построить целый город, выложить тротуары, деревья, мостики. Для малыша это станет увлекательной игрой, в процессе которой он быстро освоит Правила дорожного движения.
Например, правило «Автобус надо обходить не спереди, а сзади» можно продемонстрировать при помощи игрушечных машинок, автобуса и кукол, которые соблюдают правила.
C более старшими детьми устраивайте уроки-семинары. Для этого идеально подойдет стенд или доска, куда вы станете прикреплять нарисованные машины, человечков и знаки.
Освоить сложные моменты помогут игры с куклами или мягкими игрушками. Возьмите две куклы. Одну дайте малышу, другую возьмите сами. Пусть игрушка ребенка попробует объяснить вашей, как надо вести себя на дороге. В процессе игры вы словно меняетесь ролями. Пусть кукла малыша возьмет вашу игрушку за ручку и переведет через дорогу. Для игры можно смастерить светофор. Для этого вырежьте каркас светофора, внутри сделайте круглое отверстие. Из цветной бумаги соорудите красный, желтый и зеленый круги. Поочередно вставляйте круги в отверстие светофора, а малыш расскажет, что нужно делать в этой ситуации.
Уделите такому игровому обучению правил по 10—15 минут 2—3 раза в неделю, и уже через несколько месяцев ребенок будет легко ориентироваться на дороге. Не забывайте закреплять изученное непосредственно на улице с ее дорогами и знаками. Рассказывать малышу о светофорах, зебрах и прочем, сидя в салоне машины, не стоит — он не усвоит этой информации.
Во-первых, проезжая на скорости, кроха не успеет все рассмотреть.
Во-вторых, чтобы понять, как должен себя вести пешеход, нужно быть именно пешеходом.

Не забудем и про творчество
В закреплении материала поможет народное творчество и произведения писателей. Ребенку будет интересно узнать пословицы, поговорки, а также загадки про Правила дорожного движения. Проверить кроху на знание пройденного материала можно, обратившись к таким загадкам.
— Если б я встала,
до неба достала б. (Дорога)
— От дома начинается, не живая, а идет, неподвижна, а ведет, у дома и кончается. (Дорога)
— Запылал у чудовища изумрудный глаз, значит, можно улицу перейти сейчас. (Светофор)
— Три глаза — три приказа, красный — самый опасный. (Светофор)
— Дом по улице идет, на работу всех везет, не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Троллейбус/Автобус)
— Не летает, не бежит, жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)
— Опоясал каменный ремень сотни городов и деревень. (Шоссе)
— Встало с краю улицы в длинном сапоге чучело трехглазое на одной ноге. Где машины движутся, где сошлись пути, помогает улицу людям перейти. (Светофор)
— Что за чудо синий дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус)
— Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма, по прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
Объясните ребенку, что, если ему трудно перейти дорогу и рядом есть милиционер, можно попросить его помочь. Не запугивайте малыша «дядей милиционером». Ситуации бывают разные, и нехорошо, если ребенок будет бояться людей в форме. Расскажите крохе стихотворение Я. Писунова:
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ —
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.

Лечу, педали кручу
Очень важно также объяснить ребенку, где можно кататься на велосипеде и роликах, а где — нет.
Малыш должен:
— выбирать для катания безопасные дворы, парки, стадионы, а не проезжую часть;
— если приходится ехать по дороге, следует внимательно следить за препятствиями (например, припаркованная машина опасна резко открывающейся дверью);
— всегда носить средства защиты: шлем, налокотники, перчатки;
— следить за покрытием дороги, не кататься на мокрой, масляной или вязкой поверхности;
— никогда не цепляться к автомобилям, общественному транспорту и другому велосипедисту или роллеру;
— при движении по дороге стараться надевать яркую одежду (для того, чтобы стать более заметным);
— если ребенок будет кататься в темное время суток, прикрепите на одежду и велосипед фликеры. Эти разнообразные наклейки из светоотражающего материала было бы неплохо прикреплять и пешему малышу. Так больше шансов, что в темноте водители заметят ребенка, если тот нечаянно выбежал на дорогу.
А как ведем себя мы, родители?
Прежде чем начинать читать нотации ребенку, обратите внимание на свое собственное поведение
на улицах города. Задумайтесь, а всегда ли мы, родители, соблюдаем Правила дорожного движения, переходим только на зеленый свет светофора и не перебегаем дорогу в неположенных местах? Наверняка большинство родителей вспомнит о своих собственных нарушениях, а уж ребенок тем более схватывает все на лету и запоминает.
Потому лучше не подавать крохе дурного примера, а самим быть строгими и правильными на дорогах и улицах города. Ситуация типа
«мы сейчас перебежим тут дорогу, потому что торопимся, а вообще
так делать не надо», не применима.
Если вы делаете для себя исключение из правил, то и ребенок сочтет, что он имеет право делать это.
Подавайте малышу правильный пример, обучайте его — такие знания никогда не бывают бесполезными.

Комментарии 0