Принципы, основы и практика гомеопатии

Современная академическая медицина при всех ее очевидных и безусловных успехах, к сожалению, до сих пор не имеет единой общей теории. В древности каждый врач-целитель просто обязан был быть философом. Таковыми были Гиппократ и Абу Али ибн Сина (Авиценна) Парацельс и Аристотель и многие известные вам имена из истории медицины. Мировоззренческие, морально-этические ценности были краеугольным камнем их практической врачебной деятельности. Отцом нашей, западной, медицины мы почитаем Гиппократа, хотя более правильным с исторической точки зрения было бы упомянуть Гермеса Трисмегиста. Возможно, тогда и не было бы сегодняшнего пробела в теории.

Современная фармакология тоже грешит забывчивостью, она чрезмерно увлеклась химией (вспомним Ломоносовское «Широко простирает руки химия в дела человеческие…»), предала забвению свои истоки — алхимию! Великий путаник — «Князь мира сего» Сатана — и тут постарался. Не надо забывать, уважаемые коллеги, что даже основоположник классической механики — сэр Исаак Ньютон — был, прежде всего, именно алхимиком! Ни для кого не секрет, что, пользуясь услугами мощных современных антибиотиков и «спасая» пациента в экстремальной ситуации, мы нередко ослабляем его собственные защитные силы — иммунитет! Хвост вытащим, а ноги-то вязнут! Назначая гормональные и ферментные препараты, мы ослабляем выработку собственных.

Одним словом, подавляющее большинство назначаемых лекарственных средств носит заместительный характер. В ургентной, т. е. неотложной, терапии это, может быть, и оправданно, но для реабилитации, увы, никак.

Академическая, т. е. наша, привычная, «западная» медицина аллопатична (allos — другой, чужой, pathos — болезнь) что означает «лечить противоположным». Врачи академической школы назначают лекарства, не имеющие никакого сходства с болезнью, и довольствуются, тем что их препарат «гасит» патологический симптом или синдром.

В основе их деятельности доминирует принцип «Contraria contrarus curentur» (Противоположное лечу противоположным). Египетский Бог мудрости Тот, он же греческий Гермес и римский Меркурий, сформулировал закон аналогий, который у нас часто узко и упрощенно трактуется: " То, что сверху, то и снизу. То, что снаружи, то и внутри». Но даже в этой упрощенной трактовке кроются основы того, что мы называем гомеопатией.

Гомеопатия — слово греческое, образовано из двух слов: Homoios — подобный, схожий, аналогичный и pathos — болезнь.

Принцип выбора лекарства по сходству (т. е. аналогии) с болезнью принадлежит Гермесу Трисмегисту (т. е. Трижды Величайшему). А у Гиппократа находим лишь перефраз: «У одного и того же больного могут с успехом применяться многие лекарства, из которых некоторые имеют сходство с болезнью, а другие противоположны ей».

Восточная медицина, имеется в виду прежде всего Даосская (китайская народная) фитотерапия и индийская аюрведическая терапия, используют очень много ингредиентов в своих лекарственных средствах. Но по всей сути их терапия — гомеопатичная, лекарства часто создают особый тренирующий режим для больных органов или функциональных систем, результатом которого является повышение их защитных сил и более полное выздоровление, нежели наше западное авральное «лечение». Хотя слова такого, как гомеопатия Дальний Восток не знал и не употреблял, но философско-мировоззренческий подход его к лечению эзотерический, т. е. герметичный (гомеопатичный).

История накладывает свой неизгладимый отпечаток и на медицину. В борьбе со всем «языческим» западный мир уничтожал прекрасное — античное, красивое и гармоничное. Мракобесие католическое — это костры инквизиции, исламское — это сожженная Александрийская библиотека, мало что мы знаем о Египте.

Во времена Ганемана довольно распространена была перемежающаяся лихорадка-то, что сейчас называем малярией. Для ее лечения использовали кору хинного дерева. Так вот Ганеман переводил с английского на немецкий книгу Эдинбургского профессора Куллена, посвященную лекарствоведению, и его внимание привлекло описание действия хины на себе, и он с удивлением обнаружил, что прием порошка хины вызывает резкое повышение температуры тела и все симптомы перемежающейся лихорадки. Надобно заметить, что симптомы эти он знал не понаслышке и не по книжке, — Ганеман сам перенес ранее малярию. Он повторил опыт на себе, своих знакомых-добровольцах и получил аналогичный результат.

С. Ганеман пришел к очень важному выводу: хина не только излечивает малярию, но способна также вызывать большинство ее симптомов у здорового человека. Обнаруженное сходство симптомов болезни с симптомами интоксикации лекарственным веществом явилось важнейшей предпосылкой обоснования гомеопатии. «Самое трудное, наблюдая природу, усмотреть закон там, где он таится от нас, и не позволить сбить себя с толку явлениям, которые не угодны нашим чувствам. Ибо в природе многое им противоречит, и, тем не менее, это — истина». И. П. Эккерман «Разговоры с Гете».

Сравним китайское Даосское — на востоке бытует поговорка «Все в природе является лекарством и ядом, а лекарство от яда отличаются лишь дозой». (Очень схоже, не правда ли?)

Будучи по природе своей не только любознательным, но и человеком высокого долга, С. Ганеман изучил, — проверил на себе — действие сильнейших ядов, таких, как ртуть, мышьяк, стрихнин, дигиталис и т. п.

Принятое внутрь в больших дозах «лекарство» вызывало симптомы, напоминающие клиническую картину известных заболеваний. Вещества, способные вызывать в организме здорового человека определенные болезненные явления, могут и лечить такие явления у больного. Результат зависит только от дозы. 1790-й считается годом рождения гомеопатии. Появился в нашем западном мире принцип «Similia simulibus curentur» — подобное лечу подобным. 1796 год. С. Ганеман написал научный трактат «Новый способ для исследования целительных свойств лекарств».(Более правильный перевод названия видимо следующий: «Опыт нового принципа нахождения целительных свойств лекарственных веществ с некоторыми взглядами на прежние принципы». Видимо, 1796 г. и будет более правильно считать годом рождения гомеопатии, нежели 1790-й).

Жизнь С. Ганемана была полна трудностей, скитаний и прочих житейских перипитий. Недаром он избрал девизом своей жизни латинское изречение: «Sapere avdet» — решись быть мудрым.

Артур Шопенгауэр как-то написал, что великие гении человечества У. Шекспир и В. А. Моцарт обошлись человечеству намного дешевле, чем самый захудалый профессор Германии. Видимо, действительно сытый желудок гениев не родит! Вот врагов у С. Ганемана было предостаточно, причем намного более сольвентных, чем он сам. Фармацевты просто ополчились против него. Гомеопатические препараты в условиях рынка не могут быть дорогими — они просты и сырья-то для их приготовления необходимо в количественном отношении значительно меньше, нежели обычных аллопатических лекарств. Готовить гомеопатические лекарства фармацевтам не выгодно.

С. Ганеман сам готовил лекарства для своих пациентов, но приготовление лекарств разрешалось только фармацевтам. Отсюда гонения и травля. Гетштадт, Дессау, Лейпциг — где он в университете читал лекции, пришлось покинуть. Под покровительством герцога Ангальткетенского С. Ганеман поселился в маленьком провинциальном городке Кетене. Именно здесь у него появляется широкая практика, и он пишет свои, без преувеличения, ставшие бессмертными, труды. Шесть томов за 20 лет — «Чистое лекарствоведение».

Самая знаменитая работа, «Органон врачебного искусства» — до сих пор остается настольной книгой гомеопатов всего мира, своего рода Библией. Из песни слова не выкинешь, а критика не зная даже основ предмета, характерна только для псевдокультуры, для толпы в условиях диктатуры.

Судите сами, насколько правдивы и злободневны положения «Органона»:

  1. Болезнь индивидуальна, т. е. неповторима во всех своих особенностях.
  2. Если очевидна причина, вызвавшая и поддерживающая болезнь, то самый предпочтительный способ — ее удалить.
  3. Врачебное искусство состоит не в пассивном созерцании болезней, а в лечении… (подобное лечится подобным).
  4. Старание во что бы то ни стало ликвидировать симптомы может оказаться вредным и привести к смерти… Просвещенные и добросовестные врачи должны применять врачебные приемы, не направленные на упразднение симптомов, а действующие в том же направлении, что и болезнь. Подобное лечится и излечивается подобным.
  5. Лечение, осуществляемое в соответствии с принципом подобия, требует знания всех болезнетворных свойств применяемого лекарственного вещества. Для этого животные непригодны, так как они не могут информировать нас о своих ощущениях, и, кроме того, болезни животных и болезни людей имеют совершенно неодинаковые проявления.
  6. Большие дозы лекарственных веществ могут оказаться для больного губительными. Они тем опаснее, чем «подобнее» лекарство.
  7. Если есть четкие показания к операции, то необходимо воздержаться от лекарственного назначения. Лекарство не может подменить хирургическое лечение.
  8. При каждом заболевании больному следует назначать соответствующий его состоянию гигиено-диетический режим, включающий опрятное содержание помещения, гимнастику, водные процедуры, рациональное питание.
  9.  Патологическая анатомия, будучи наукой о мертвых, нередко направляет мышление врача по ложному следу.

«Врачебное искусство должно быть целиком посвящено живым».

Да, в резкости и категоричности С. Ганеману не откажешь, немудрено, что у него при жизни была тьма врагов и злопыхатели остаются по сей час! Но, если вдуматься, то по сути своей, все изложенное имеет место быть, какими бы корпоративными интересами мы ни прикрывались. Более того, идеи С. Ганемана по сути — герметичная медицина — витали в воздухе того времени: современниками Ганемана были Гете и Шиллер, Лессинг, Бетховен, Кант и Гегель, Лавуазье и Берцелиус, Авогадро, Либих, Ламарк, Кюввье, братья Гумбольдт. Время было особенное — увлечение алхимией и герметизмом (многие из перечисленных были масонами). Так что судите сами, насколько «случайно» открытие Ганемана!

Основной принцип — лечение болезней веществами, которые вызывают симптомы, аналогичные самой болезни, но в настолько мельчайших дозах что они создают (модулируют) условия «тренирующего режима», а не «делают сами за организм» (принцип заместительной терапии), — получил многочисленные подтверждения.

Ртуть. Ее препараты в токсических дозах поражают организм, затрагивают многие органы и системы, но доминирует клиника, схожая с тяжелым язвенным колитом. Та же ртуть, данная пациенту на уровне отдельных молекул, атомов, а то и информационных отпечатков от них (именно таковыми часто бывают дозы действующего лекарственного вещества в гомеопатических препаратах) очень благоприятно действует при дезинтериеподобных колитах.

Мышьяк вызывает холероподобный понос, в гомеопатии, его с успехом используют для лечения диареи независимо от ее этиологии.

В академической медицине камфора известна как кардиотропный препарат: 2–3 мг под кожу — сердечные сокращения учащаются и углубляются, характерно возбуждающее действие на нервную систему. А в гомеопатии камфора рубини — успокаивающее, транквилизирующее!

Сера. При длительном контакте с нею, т. е. в больших дозах, возникают тяжелейшие дерматиты. В гомеопатии препаратами серы как раз дерматиты и лечат.

Йод. Известно, что он вызывает ожог слизистой трахеи, бронхов, нарушение сурфактанта, легочных альвеол. В малых дозах йод с успехом применяют теперь не только в гомеопатии. Он стимулирует образование мокроты, улучшает дренажную функцию легких, а это необходимо для лечения многих легочных заболеваний независмо от возбудителя. Препарат под названием «шпанские мушки» (Secalecornutum) в токсических дозах вызывает воспаление мочевого пузыря, в малых как раз циститы, уретриты им и лечат.

Сильнейший яд спорынья . Отравление им приводит к летальному исходу, но перед смертью у человека наблюдаются спазмы сосудов — до гангрены и т. п. Так вот этой самой спорыньей (секале корнутум) лечат то, что в нашей «обычной» медицине «лечат» хирурги ампутацией, т. е. облитерирующий эндартериит и атеросклероз.

Укус пчелы вызываетместную воспалительную реакцию отек, препарат из пчел (апис меллифика) в гомеопатии устраняет воспалительный отек. Холестерин известен как фактор атеросклероза, а в гомеопатии его успешно применяют как противосклеротическое средство.

Гепарин препятствует свертыванию крови, но в малых дозах даже в академической физиотерапии им лечат парадонтоз, т. е. кровоточивость десен (методика электрофореза гепарина на десны).

Иммунология по своей сути тоже гомеопатия. Так, для профилактики заболевания мы вводим вакцину, для лечения — сыворотку — не что иное как ослабленный штамм или очень малое количество микроорганизмов — возбудителей заболевания которое мы предупреждаем (иммунитет) либо лечим. Интересная деталь, тоже «случайное» совпадение — оспопрививание Э.Дженнер открыл в 1798 году, то есть в годы рождения гомеопатии!!!

В аллергологии есть способ лечения — специфическая гипосенсибилизация, например больной не переносит молоко.

Так его молоком и лечат, но в разведении 1:1000. Что это, как не гомеопатия!!!

Ну и наконец банальный житейский пример: похмелье — алкогольная абстиненция, суть «страдания» в ацидозе — избытке кислых продуктов метаболизма. Академическая медицина предлагает щелочи (соду), но американцы например пьют с похмелья кислый апельсиновый сок. Наш народ, великомудрый в этих вопросах, тоже предпочитает принцип подобия — употребляет тот же алкоголь, но в меньших дозах, либо кислый огуречный рассол — классическое гомеопатическое средство ацидум сульфурикум в разведении 1:1000.

Подробные описания «лекарственных патогенезов» содержатся в разделе, именуемом «Materia medika», второй раздел гомеопатии — методика выбора из ее арсенала лекарства для конкретного больного составляет содержание повседневной работы врача — носит название «Repertorium». Это квинтэссенция гомеопатической системы (употребляя алхимические термины) — ядро.