Почему необязательно и очень вредно отдавать ребёнка в школу?

Почему необязательно и очень вредно отдавать ребёнка в школу?

Эта статья Ольги Юрковской была впервые опубликована в журнале «Сноб». Мы публикуем её без изменений.

Почему я не отдаю своих детей в школу?

Странный вопрос… У меня, скорее, вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому.

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще, это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету — свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания — не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету — как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов. А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей — собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает, в первую очередь, умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки — переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом — интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?
Скорее, наоборот.

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет — даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует — прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.
Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», — это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат — большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное — умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало, кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще, единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным легче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс — модель взрослого общества? Это неправда — лично я не живу в мире, где все люди одного возраста; где у них нет общих интересов, где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице; где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка — это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Комментарии

  • павнрв
    вообще господа серьезные и состоятельные могут отдать в частную школу или в школу с ну очень хорошей репутацией. ну а репетитор -- это странная затея. если ваше чадо хиккует дома, не привычно к чужим людям, то общение с репетитором может стать для него стрессом. да и кто сказал, что репетитор завсегда круче простого учителя? одно и то же./// так то школы наши говно то еще, да. но переходить в другую крайность еще рано и не всем доступно.
  • павнрв
    Вообще, это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. -- авторша себя в детском возрасте плохо помнит. до определенного возраста детский мозг являтся незрелым и не может запомнить то, что взрослому дается в два счета. так таблицу умножения мелкий ребенок учит неделями -- что тут говорить про большие объемы? детям первые школьные годы трудно ровно разлиновать тетрадку. где-то после 14 лет дети готовятся в вузы. мозг уже созрел для этого и усваивает больше. кстати, про развивающие программы полный вздор. если на вашем компутере вместе с ними установлена бэха или ваха, то только побоями вы заставите его считать примеры. а так как родители всегда работают, то им не до того, чтоб заставлять отрока учиться дома, где везде соблазны и нет дисциплины. в школе-то он понимает, что всем плевать на его чувства -- в час чтоб сидел за партой. тоже дисциплина.
  • Алексей
    Автор статьи неадекватный малолетний наркоман, проплаченный из-за бугра. Кому это нравится, прошу сразу застрелитесь - не портите жизнь своим детям, да и окружающим, собственно.
  • павел
    Правильно все! Автору респект! Все в точку! В школе все учителя сами ни чего не знают и не умеют! Не зря говорят:Ума нет идет в пед!
  • Света
    Что за ерунда? Бы хотите,чтобы ребенок делал только то,что ему интересно. Вот скажите,вам всё в вашей жизни нравится? Далее,например,вы занимаетесь любимым делом и тут вам звонят. Вам срочно надо бежать. Вы же прерветесь. Так же и в школе. А где дети должны общаться с другими детьми,чтобы их родителей близко не было? Где им развиваться отдельно от семьи? И откуда вы в 5 классе знаете,что понадобится ребенку,а что нет? У меня ещё куча таких вопросов по статье. Просто уже лень писать. У автора просто немного хромает логика и сильно хромает школьная психология
  • Нина Еременко
    Не могу усадить, потому что он увиливает и дома раслаблен
  • Нина Еременко
    Согласна во многом с автором этой статьи. Девочки, но смотрите: я - по профессии преподаватель и переводчик( работаю переводчиком) Как мама я не могу усадить сына за систематические уроки, а в саду за дополнительную плату он чудненько ходит 3 раза в неделю в компании других деток. Обучение, если оно и организовывается на дому, должно быть систематичным. Далее как ребенку понять, какой предмет ему нравится, а какой нет, если не попробовать?
  • Мария
    Согласна с автором почти по всем пунктам. Сама серебряная медалистка и полностью поддерживаю все выше написанное.

    Множество не нужных предметов. Совершенно. Например, зачем нужно заучивать даты и исторические факты? Это бессмысленная информация. Ее большинство не могут вынести дальше школьного кабинета.

    А куча ненужной информации по географии: где какой рельеф, какая почва и т.п?
    И вот зачем учить русский язык, иностранные языки 11 лет? Очевидно же, что данная система не эффективна. Любой язык (а родной в первую очередь) можно выучить во много раз быстрее и эффективнее.

    А литература? Зачем нужна она? Читать я всегда любила и на эту мою любовь никак не повлияли эти уроки. Многие произведения даются совершенно не по возрасту, их в школьные годы тяжело понять.
    А зачем анализировать произведения? Ты прочитал, получил представления о произведении, сделал свои выводы. И неважно, совпадают они с мнением учителя, автора учебника, рецензентов. Зачем мусолить по столько уроков?

    Мне нравились естественные и математические дисциплины: химия, биология, физика, геометрия, алгебра. Они настолько легко мне давались, что на уроках было скучно. Контрольные я решал за 15 мин и потом ничего не делала. Мне стали тогда давать усложненные варианты на контрольных, иногда из вузовских учебников. Собственный вариант. То, чего иногда и нет в школьных учебниках. Не у кого списать и никто не спишет. Это я к чему? На то, что тебя действительно увлекает, уделяется очень мало. Просто не хватает той информации, что тебе дают в школе.

    Хотя даже по моим любимым предметам давалось слишком много ненужной информации, которая абсолютно никогда не пригождается. И в наше время такую информацию гораздо проще извлекать из интернета, нежели учить много лет, чтобы подойти к решению определенных уравнений.

    Школа развивает личность? Черта с два. Почти все какие-то личные качества уже заложены и их не изменит никакая школа. Зачастую самые лоботрясы, хулиганы и двоечники достигали бОльших высот в социально-экономической жизни после школы, нежели зубрилы. В школе всех пытаются уравнять и навязать однобокий и одинаковый взгляд на мир. Про какие-то выдающиеся качества я вообще молчу. Почти всегда: не высовывайся.
    И школа зачастую, помимо всего этого, накидывает кучу ненужных комплексов и установок, навязанных чужим влиянием.

    То, что действительно нужно дается мало или в убогой форме. И все это невыносимо скучно. И уж точно не нужно даже для общего развития.
    Конечно, сложно понять, придется тебе по душе тот или иной предмет, пока не попытаешь его понять. Но когда уже точно поймешь, от ненужных уже не откажешься и ничего не добавят. И приходится "учить", преодолевая раздражение и отвращение, через не хочу. Вот уж действительно полезный навык для будущего: быть ТЕРПИЛОЙ.

    И про учителей тоже можно согласиться. Очень мало учителей, которые могу заинтересовать и что-то дать (и то не всех, ибо слишком разнообразные интересы и взгляды). В основном это не нужно ни им, ни школьникам, просто так НАДО, не объясняя зачем.
    Школа - это намного хуже, чем тюрьма. Наказание без преступления. Просто так НАДО.
  • Инесса
    Я сама золотая медалистка в школе и пока училась возмущалась куче "ненужных" предметов. Некоторые предметы не нравились из-за учителей, некоторые из-за программы. Но нужно учитывать что не только сам предмет изучения важен, но и процесс. Вот моими любимыми предметами были химия, алгебра и геометрия, но по жизни я пошла по гуманитарному пути и даже в вузе не учила больше математику, и кажется что годы решений всех этих интегралов, тангенсов, котангенсов прошли даром, т.к. я сейчас это помню очень смутно, но решать их очень любила. Но решение этих задач развивает логику, пространственное воображение, воображение, ускоряет процессы мышления, способности к синтезу, абстрагированию и обобщению. В общем, массу полезных качеств. Согласна, что с частным учителем это будет в разы быстрее, и что именно сейчас преподаватели в школе это ужас и кошмар в большинстве своем. Но в группе сверстников действительно устанавливаются ролевые отношения, которые трудно смоделировать где-то еще. В кружках по интересам? Может быть, но если это какие-то "неподвижные" кружки, а их не так уж и много, тогда можно пообщаться - живопись, рукоделие, кулинария. И больше так навскидку и не вспомнилось. А если танцы музыка спорт - в процессе не очень то и пообщаешься, только "после". А если друзья из этих кружков "включены в Систему" то им просто будет некогда. Т.е. и друзья у вашего дитяти должны быть такие же внесистемные, а это дорого и "простые смертные" не осилят. Т.е. привилегированный круг обеспеченных детей вне общей системы, но внутри своей. Так такое и так есть. Частные школы и клубы. А если взять какую-нибудь мать одиночку пахающую на 2х работах и сказать что она отдает ребенка в школу только что бы за счет него построить свое счастье.. глупость чистой воды. Так что есть разумное зерно в статье, но даже рациональное зерно - не для широких масс, а для зажиточных слоев населения. А это не большинство.
  • Марина
    Я понимаю,что статью писала столбовая дворянка,но бредовее ничего не читала!автору явно в социуме не живется,поэтому и детей желает сделать моральными уродами...ну или попросту заняться совершенно не чем или не кем...консультация психолога необходима!
  • васёк
    у автора шизофрения
  • Татьяна
    Очень спорная статья. По всем пунктам не согласна. Какая-то неадекватная женщина написала, используя специфическую терминологию для пускания пыли в глаза, чтобы поднять свой авторитет у читателей. Малый объем статьи, агрессивная манера, отсутствие аргументации по некоторым утверждениям, пренебрежительное отношение и обзывание "неудачницей" почетной профессии учителя и такие слова как "тупо" и др. показывают истинное лицо автора. Простая малообразованная писака, которая не создаёт благ для людей, а может только изливать свою желчь.
  • Алекса
    Автору обязательно надо посетить психолога, ибо проблемы налицо.
    Да и логика статьи местами очень страдает.

    Верна тут только одна мысль: развитие и воспитание ребенка всегда лежит в сфере ответственности родителей.
    Поэтому бороться следовало бы не против школы как таковой, а против того, что родители, отдав детей в школу и пережив в лучшем случае первые 2-3 класса, целиком делигируют ответственность на школу, учителей, и т.д. забывая о том, что дети учатся в первую очередь в семье, и только во втрую - в школе.

    Очень повеселила мысль о том, что в случае чего, все можно спросить у Яндекса)))
  • Инна
    Очень интересная статья. Полностью с ней согласна.
Услуги: оформление новогодних витрин магазинов