Начинаем новый цикл публикаций о врождённых патологиях у новорождённых. Когда молодой маме говорят о поставленном диагнозе, она часто начинает паниковать. Причиной паники является незнание. Не волнуйтесь! В наших публикациях вы узнаете о том, что стоит за поставленным диагнозом и почему именно такие назначения рекомендует врач.
В данной публикации мы расскажем о наиболее распространенном заболевании опорно-двигательного аппарата — дисплазии тазобедренного сустава или врожденном вывихе бедра. Оно встречается у 2–3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимущественно левый тазобедренный сустав.
Дисплазия тазобедренного сустава — это порок развития сустава и всех его элементов. В зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вертлужной впадине различают вывих, подвывих или предвывих бедра. У новорожденного формирование сустава ещё не завершено, поэтому важна ранняя диагностика заболевания и максимально раннее начало лечения. Профилактический осмотр ортопеда и невролога, а также ультразвуковое исследование суставов, рекомендуется проводить каждому ребёнку, даже если у родителей не возникли подозрения на отклонения в развитии.
Сейчас в роддоме каждого малыша осматривает специалист, тем не менее родителям не помешает узнать некоторые, наиболее частые симптомы дисплазии тазобедренного сустава:
Ограничение пассивного отведения бедер. Данный признак можно проверить так. Положите малыша на спину, согните его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко разведите его бёдра в стороны. Пассивное отведение ограничено со стороны поражения сустава. Если ребёнок «не даёт» отвести бёдра в положении на спине, легко определить ограничение движения в положении ребёнка на животе при сгибании ног, как при ползании.
Ассиметрия складок на бёдрах и ягодицах. Внимательно оцените симметричность подъягодичных складок и складок на бёдрах. Для этого положите малыша на живот и выпрямите его ноги.
Наружный поворот (наружная ротация) бедра и симптом соскальзывания (щелчка). Этот признак определяется редко.
В более поздние сроки постановки диагноза отмечается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «утиная» походка (плавно переваливающаяся). Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены.
Лечение начинается с первых дней жизни малыша. Широко применяется функциональный метод, включающий лечение положением (с использованием различного рода шин, широкого пеленания), специальный массаж, приёмы лечебной гимнастики, дополненные физиотерапевтическими процедурами. Шину накладывает ортопед и родители должны строго выполнять его рекомендации. Если лечение в шине не требуется, то применяется широкое пеленание: две пелёнки складывают не сколько раз и прокладывают между ног ребёнка, согнуты в тазобедренных и коленных суставах и отведённых в стороны на 60–80 градусов. В этом положении ноги малыша фиксируют памперсами, третьей пелёнкой или штанишками. Такое пеленание можно рекомендовать всем детям, так как в положении отведения ног создаются оптимальные условия для правильного развития тазобедренного сустава. Широкое пеленание начинают применять ещё в родильном доме в течение первых 3 месяцев.
Очень важно правильно держать ребёнка на руках. Взрослый поддерживает ребёнка руками за спину, прижимая его к себе. Ребёнок широко расставленными ножками «обнимает» туловище взрослого. Не рекомендуется носить малыша «верхом» на боку у взрослого. При этом положении туловище ребёнка ассиметрично. Можно пользоваться рюкзаком с жёсткой спинкой. Но ежедневное длительное ношение малыша в таком положении нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию. В положении лёжа на животе стопы малыша должны быть вне матраца (свисать). Эта поза является профилактикой напряжения приводящих мышц бедра.
Для восстановления детей с врожденным вывихом бедра лечебная физкультура является основным средством формирования здорового сустава и единственным средством поддержания моторного развития ребенка. Задачи ЛФК:
- профилактика и устранение напряжения приводящих мышц бедра;
- формирование тазобедренных суставов, восстановление их формы;
- укрепление мышц, производящих движение в тазобедренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вращение внутрь);
- развитие в полном объеме активных движений в тазобедренных суставах;
- коррекция вальгусного положения коленных и голеностопных суставов, возникающих при лечении с использованием шин.
Физические упражнения бывают общеразвивающие и специальные. Первые начинают использовать с начала жизни ребенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взросления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют восстановлению тазобедренных суставов, мышц бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).
На первом году жизни, как правило, физические упражнения сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами поглаживания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бедра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бедра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение.
С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3–5 раз в день по 5–10 мин. Для детей дошкольного возраста для закрепления результатов лечения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20–25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузочном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного возраста (5–6 лет).
Вводная часть занятия (3–5 мин.)
- Ходьба с коррекцией неправильной установки стоп.
- Дыхательные упражнения в ходьбе или стоя, с равномерной нагрузкой на обе конечности. Основная часть занятия (15–20 мин), исходное положение лежа на спине
- Попеременное сгибание — разгибание стоп (4–6 раз).
- Попеременное сгибание — разгибание ног в коленном и тазобедренном суставах (6–8 раз).
- Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполняется без опоры о пол (4–6 раз каждой ногой). Носок на себя, стопа удерживается вертикально. Дыхание произвольное.
- Одновременно потянуться двумя руками вверх, пятками вниз; Вернуться в исходное положение и расслабиться (3- 4 раза). Дыхание произвольное (самовытяжение).
- Попеременно отбивать ногами подвешенный на высоте 40- 50 см мяч, 4–6 раз каждой ногой.
- Ноги согнуты, стопы стоят на полу. Медленное, плавное разведение ног в стороны и возвращение назад (4–6 раз). Дыхание произвольное.
- Методист удерживает ноги ребенка за голеностопный сустав и выполняет легкую вибрацию всей конечности (3- 4 раза каждую ногу). Можно выполнить на двух конечностях одновременно.
- Лежа на здоровом боку, отвести прямую ногу в сторону, вернуться назад (4–6 раз).
- В исходном положении лежа на животе: напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, 6–8 раз.
- Движение ногами, как при ползании по-пластунски (4–6 раз каждой ногой).
- Как в упр. 7, но отбивать мяч пяткой (4–6 раз каждой ногой).
- Легкое поколачивание пятками по ягодицам 4–6 раз. Пауза отдыха.
- Стоя на четвереньках, отвести согнутую ногу до горизонтального уровня (3–4 раза каждой ногой).
- Игра. Заключительная часть — 2–3 мин.
- Ходьба, с попеременным потряхиванием ногами.
- Стоя, руки в стороны, сжать — разжать пальцы кисти (3- 4 раза).